Опубликовано в журнале Звезда, номер 7, 2022
Ричард Павлов. Отречение: Крестный путь Бенедикта XVI.
СПб.: Нестор-История, 2021
Первая книга о 265-м папе римском Бенедикте (2005—2013; с 2013 — «папа на покое»; в миру — Йозеф Ратцингер; род. в 1927 г.) на русском языке. Увеличенный формат. 450 страниц. Множество великолепных иллюстраций: потрясают прежде всего красота и чистота одеяний понтифика и его свиты, лиц этих людей.
На важности такого ощущения настаивает и автор книги — историк Католической церкви, главный редактор портала «Papst Press», основатель медиапроекта «Католическая цивилизация», посвящая отдельную главу высказываниям папы о красоте и искусстве: «Единственную подлинную апологию христианства можно свести к двум аргументам: это святые, которых Церковь произвела на свет, и искусство, выношенное в ее лоне. Господь вызывает доверие благодаря великолепию святости и величию искусства… <…> христиане… должны продолжить делать свою Церковь факелом прекрасного, а значит, истинного, без которого мир станет первым кругом ада»; «Богослов, который не любит искусство, поэзию, музыку, природу, может быть опасен. Эта слепота и глухота по отношению к красоте не второстепенна, она обязательно отразится и в его богословии»; «…злой дух все время желает испачкать творение (которое, по выражению Творца, «прекрасно весьма». — А. П.), чтобы идти наперекор Богу и сделать неузнаваемой Его истину и красоту».
Невозможно не согласиться с Ричардом Павловым, что здесь один из важнейших аспектов для понимания необычайной судьбы Бенедикта XVI — третьего римского первосвященника, отрекшегося от престола (первым был Целестин V в 1294 году, причисленный к лику святых уже в 1313-м, но помещенный, невзирая на это, в ад «суровым Дантом», а вторым — Григорий XII в 1415-м). Будущий папа был выдающимся ученым-теологом, а, став кардиналом, возглавил Конгрегацию Вероучения, пекущуюся прежде всего о сохранении «истины и красоты» христианского учения от посягательств «злого духа», жаждущего ценности эти «испачкать» и исказить. Свое избрание на престол Святого Петра он осознавал как предначертанный ему крестный путь. Что и не заставило себя ждать.
Биограф понтифика подробно и аргументировано показывает, как Бенедикта, чуждающегося политики (в отличие, например, от его предшественника Иоанна-Павла II, Кароля Войтылы, отчетливо политизированного и ангажированного), втягивают в постоянные публичные разбирательства и скандалы — будь то расследования и публикации о педофилии в католическом клире или неадекватная реакция мусульманской пропаганды на его высказывания об опасностях исламистской экспансии… И так далее и так далее… По плечу ли это папе?.. И по годам ли ему 24 международных визита, 34 поездки по Италии (за восемь лет понтификата), две еженедельные проповеди — на площади Сан-Пьетро и из окна Апостольского дворца?..
Но не будем спешить с выводами — каждый раз останавливает нас повествователь. И он прав: такие решения, как отречение Бенедикта, принимаются, разумеется, не по причине нравится/не нравится и даже не по причине смогу/не смогу. Более того: само это решение надо еще верно интерпретировать.
Оказывается, об отречении задумывались и Павел VI и Иоанн-Павел II, о чем сохранились документы. Возможно, это было бы верным решением для последнего, закончившего свой понтификат в состоянии старческого слабоумия… Но опять же автор предостерегает нас от поспешных суждений и приводит слова Бенедикта XVI о том, что страдания его предшественника возвысили и очистили Церковь и дали видевшим их пример духовного подвига.
А главное: само отречение папы Бенедикта (по мысли его ближайших сотрудников и автора книги), по существу, не является отречением; папа продолжает идти своим крестным путем в качестве папы, остается папой для многочисленных верующих.
И я, читатель, верую в это — ибо красиво.
И еще потому, что мне нравится то, что папа Бенедикт говорит: «…если я пытаюсь представить, каким будет Рай, мне всегда представляется пора моей юности, моего детства. Насколько мы были счастливы в той атмосфере доверия, радости и любви, и я думаю, что в Раю должно быть что-то подобное, как было в моей молодости».
Банально, скажете? Но ведь произнесено это очень трезвым человеком, так ответившим на вопрос «Избирает ли папу Святой Дух?»: «Есть слишком много примеров Римских Пап, которых Святой Дух, разумеется, не избрал бы».
Стоит добавить, что книга снабжена переводами всех прощальных выступлений папы Бенедикта и написана отменно хорошим слогом.