Опубликовано в журнале Звезда, номер 9, 2021
Степан Разин в народном творчестве, искусстве и литературе / Под ред. З. Прилепина. М.: Концептуал, 2021
Захар Прилепин как человек медийный имеет возможность продвигать то, что ему интересно. На рубеже 2000—2010-х годов он выпустил несколько антологий: женской прозы, нижегородской поэзии, прозы новых реалистов, рассказов о войне и революции и т. д. И все это мгновенно раскупалось. После долгого перерыва он выпустил эту книгу — о Разине.
Степан Тимофеевич Разин — фигура исключительная как с исторической точки зрения, так и с культурной. Лихой казак, смутьян, отлученный от Церкви, эпический герой, покоряющий турецкие земли, — всё это он. И неудивительно, что такой яркий персонаж прочно осел в фольклоре и литературе.
В данной книге собраны народные и казачьи песни, народная проза, казачьи сказки, народная драма; поэзия от Пушкина и Кольцова через «серебряный век» до Лавлинского и Кедрина; драматургия Горького, Ремизова и Рябухина, проза Чапыгина, Наживина, Злобина, Шукшина и Усова. Понятно, что, когда дело доходит до прозы и драматургии, тексты подаются в усеченном варианте.
Какие задачи ставит перед собой антология (и эта, и любая другая)? Дать лучшие или знаковые тексты, сделать срез эпохи, актуализировать пространство, фигуру или проблему, показать забытых авторов и открыть новых достойных. Со всеми задачами эта антология справляется. Читатель откроет для себя как минимум красивейшие народные песни и любопытных поэтов-традиционалистов вроде Владимира Скобелкина (1924—2003) и Леонарда Лавлинского (1930—2005).
Немного удивляет отсутствие современных авторов. Все заканчивается на официальной советской литературе (преимущественно второго, а то и третьего рядов). Однако, если попытаться припомнить, кто же у нас мог написать о Разине, все вопросы снимаются. На память приходят только два поэта — Леонид Губанов да Эдуард Лимонов, но и у них лихой казак подается не в «портретной форме», а в фольклорной череде сравнений: «Из всего прошлого века выбрали лишь меня, / из других — Разина струги, чифирь Пугачева…» — у Губанова; «Перемещенье будет новых, страшных племен, / Разину, Пугачеву, Ленину бьем поклон…» — у Лимонова.
О чем может говорить такая проблема? Отмена «революционной повестки», лицом которой мог бы стать Разин? Нежелание современных авторов браться за изученные и тысячу раз прописанные темы? Неспособность совладать с такой эпической фигурой? По правде говоря, адекватного ответа не найти. А такие вопросы легко сметаются талантом исполнителя.
Еще антология показывает практически всю жизнь Степана Разина: интересующиеся могут взять биографию лихого казака из серии «ЖЗЛ», а могут — эту книгу (но лучше, конечно, и то и то). Художественный мир бывает куда реалистичней настоящего.
Прилепин как составитель не только дает биографические справки на каждого автора, но и прописывает, как тот работает с разинской темой. Если нужно, комментирует тот или иной эпизод и слова, значение которых со временем претерпело семантические изменения.
В довершении всего он пишет предисловие, где зорко подмечает важные нюансы, заставляющие посмотреть на Разина с неожиданной стороны. Во-первых, казак XVII века — это речной и морской человек, занимающийся набегами, то есть, грубо говоря, пират. Во-вторых, сам Степан Разин — человек выдающийся: и десяток языков знает, и ходит паломником на Соловки, и вместе со своей голытьбой пытается поступать по справедливости в завоеванных городах, и много чего еще. В-третьих, Прилепин допускает такую мысль, что корпус исторических песен сложен уже при жизни атамана, а это значит, что среди приближенных Степана Тимофеевича должен был быть натуральный Боян, сказитель и песнотворец. Возможно, к некоторым песням приложил руку и сам Разин: собственно, книга открывается такой песней — «сложенной в темнице и записанной углем на стене» («Схороните меня, братцы, между трех дорог…»).
Помимо прочего, эту книгу можно рассматривать как набор ключей, с помощью которых будет открываться новый роман Захара Прилепина. Писатель не раз говорил, что работает над книгой, в которой присутствуют воссоединение Украины и России, царь Алексей Михайлович, Степан Разин, протопоп Аввакум, патриарх Никон и т. д. Поэтому уже сейчас можно начать читать эту антологию, чтобы потом проще было считывать все сюжетные линии, а также аллюзии и реминисценции.