Опубликовано в журнале Звезда, номер 2, 2020
Сергей Безбородов. На краю света. М.: Белая ворона, Музей истории ГУЛАГа, 2020
Книга Сергея Безбородова «На краю света» впервые вышла в июне 1937 года, а в ноябре того же года автор был расстрелян по статьям «шпионаж», «противодействие деятельности государственных учреждений в составе террористической группы». Тираж повести также был полностью уничтожен.
Поэтому только сейчас у книги появился шанс встретиться с читателем, а автору — «обрести имя», которое не значится ни в справочниках, ни в перечне членов Союза писателей, куда Сергей Безбородов входил с 1933 года. Повестью Безбородова «На краю света» издательство «Белая ворона» совместно с музеем истории ГУЛАГа положили начало серии книг репрессированных детских писателей.
Почти документальный рассказ о зимовке полярников на Земле Франца-Иосифа (с включением дневниковых записей — скорее всего, реальных путевых заметок автора об экспедиции в Арктику в 1933—1934 годах) сложно назвать именно детским, но, безусловно, он приключенческий и захватывающий. Ни скупость ледяного пейзажа, ни, казалось бы, обыденные события в суровых жизненных условиях не «остужают» сердца молодых мужчин: они ощущают себя важными частями большого события, смотрят на все широко, открыто и романтически, всегда готовы подставить друг другу товарищеское плечо. И действительно, способность «гореть», находить целый мир на бескрайней голой льдине и среди такой же долгой полярной ночи роднит зимовщиков Безбородова с персонажами детских книг: сколько сюжетов мы читали о мальчишках, которых на каждом шагу поджидают авантюры! Как они вместе борются со злом. У Безбородова всё так же.
В предисловии к современному изданию книги «На краю света» литературный критик Евгения Щеглова пишет об эволюции советских «супергероев»: «…мальчишки 30-х играли в „папанинцев“ и „челюскинцев на льдине“, так в 60-е ребятня строила космические ракеты и играла в „Гагарина“ и „Титова“». Нам уже сложно вспомнить известных полярников, кроме Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена (в честь последнего Безбородов назвал своего сына Роальдом), а жаль!
В современной же литературе «певцом полярного круга» хочется назначить писателя другого поколения, писавшего совсем о другом — о жизни и быте народов Севера, — Юрия Рытхэу.
Но и возвращение утраченных книг и писательских имен — большое дело не только для литературы, но и коллективной памяти: восстановление моста между нами и предыдущими поколениями, а значит, и большее понимание настоящего.