Опубликовано в журнале Звезда, номер 10, 2016
Более полутора века назад реформы Александра II, перевернувшие экономическую, социальную и политическую жизнь России, вызвали бурные споры. Значительная часть общества яростно отрицала их необходимость, хотя налицо был системный кризис. Эти споры продолжаются по сию пору. Тем более что радикальные реформы вскоре были приостановлены, а еще через некоторое время наступила реакция…
Память о реформах начала 1990-х годов свежи в памяти нашего общества и вызывают не менее бурную полемику. Многие не согласятся сегодня со словосочетанием «Вторые Великие реформы». И тем не менее налицо фундаментальное изменение основ нашего существования. России никогда уже, к счастью, не вернуться в искусственный «социалистический рай». При любых попытках реставрации зерно, посеянное в 1991—1992 годах, неизбежно даст здоровые всходы. Рано или поздно.
К трезвой и уравновешенной оценке реформ Гайдара мы придем нескоро. Но надо двигаться в этом направлении. И журнал «Звезда» делает очередную попытку.
6 ноября 1991 года Егор Тимурович Гайдар был назначен президентом Ельциным на пост заместителя председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики.
Главой правительства стал сам президент, и полномочия премьер-министра были фактически переданы Гайдару.
Вряд ли кто-либо, кроме самого Гайдара и его ближайших соратников, представлял себе масштаб грядущих перемен.
До этого была попытка сравнительно мягкого реформирования экономики страны — программа «500 дней» Шаталина—Явлинского. Вполне возможно, что попытка реализации этой программы смягчила бы последующий суровый процесс реформирования и подготовила бы почву для развития реформ. Тогда еще существовало единое экономическое пространство СССР, что было чрезвычайно важно для трансформации экономики. Но Горбачев под сильнейшим давлением премьера Рыжкова и прочих сторонников сохранения социалистической, по существу, модели, не решился поддержать эту программу. В результате Рыжков и сменивший его Павлов только усугубили жесточайший экономический, социальный и психологический кризис, в котором находилась страна.
Правительство Гайдара получило ужасающее наследство и вынуждено было принимать экстраординарные, чрезвычайно тяжкие для общества меры, чтобы предотвратить катастрофу.
Здесь нет надобности углубляться в подробности событий. Все это будет в текстах, которые журнал предлагает читателям в № 10 и 11. Комплекс материалов, посвященных реформам начала 1990-х годов, редакция подготовила в содружестве с Фондом Егора Гайдара.