НАМ ПИШУТ
Опубликовано в журнале Звезда, номер 6, 2000
НАМ ПИШУТ
из Брюсселя
НОВЫЙ ПАМЯТНИК В БРЮССЕЛЕ
— Ветер, пелерина, гордое лицо. Он гений, и зритель должен это увидеть. Даже не зная его имени, — говорит Георгий Франгулян, московский скульптор, автор памятника Пушкину, открытие которого состоялось в Брюсселе 30 сентября 1999 года.
Скульптор поставил фигуру поэта на вымощенной булыжником мостовой. Ветер ворошит фалды его накидки, взбивает курчавые волосы, но поэт не обращает внимания, подняв лицо к небу, прижав к груди руки.
— Этот кусок мостовой символичен. Я его вижу как часть пути, пройденного поэтом в жизни и в литературе. И в то же время, ассоциативно, это тот отрезок дороги, который занимает русская литература в мировой.
На невысоком бронзовом постаменте на трех языках, французском, русском и фламандском, отмечены вехи жизненного пути поэта. Надпись, стилизованная под рукописные тексты времен Пушкина, бегущей строкой обвивает постамент памятника. То есть тут скульптор проводит связь творчества поэта с нашим временем.
— Я пытался передать в памятнике не только портретные черты Пушкина, но и образ — России. Боль, безысходность поэта для меня сопоставляются с болью России. Это портрет России, в которой, несмотря на все тяготы , есть одухотворенность. В памятнике есть стихотворная ритмика, он с каждой стороны разный. Чтобы его полностью разглядеть, надо его обойти со всех сторон. Кроме того, в памятнике есть элемент перелистывания книг, как бы намек на автографы, написанные гусиным пером. Когда я работал, я смотрел не на портреты Пушкина, а на его рукописные тексты, которые графически очень красивы. И в бронзе я пытался передать нервность его руки, оставившей в автографах глубокие борозды разной глубины. Бронзовые складки одежды поэта — это как бы росчерки его пера.
Идея установить памятник Пушкину в Брюсселе появилась в позапрошлом году. По случаю 400- летия посещения Петром I Антверпена во фламандской столице в ноябре 1998 года был открыт памятник русскому царю, его автор — Георгий Франгулян. За год своего существования памятник стал столь популярен , что его посещение включено в маршруты экскурсионных поездок по Антверпену . Тогда же скульптору и было предложено сделать памятник русскому поэту для Брюсселя. Близилась знаменательная дата — 200- летие со дня рождения Пушкина, и Брюссель был одним из городов, в котором по программе ЮНЕСКО планировались юбилейные торжества. Памятник Георгия Франгуляна решено было открыть во время этих торжеств.
Скульптор трудился над памятником в течение года, а отливал летом в Москве в самую жару.
— Было трудно, — говорит Георгий. — Хотя он у меня и крылатый, но вел себя совсем не по — ангельски.
— Мне нравится, что в образе, созданном Франгуляном, нет законченности, как нет законченности и в биографическом пути поэта, — сказал присутствовавший на церемонии открытия памятника министр культуры Российской Федерации Владимир Егоров. — У этого памятника хочется остановиться, подумать. Памятник навел меня на мысль о том, что любая идеология — лишь часть культуры, и не более того, а когда политики пытаются представить все наоборот, тогда культура бунтует. Меня лично привлекает в памятнике то, что Пушкин представлен не только романтичным, но и бунтующим.
Бельгийцы были тронуты словами Игоря Иванова, министра иностранных дел Российской Федерации, о том, что в 1830 году Пушкин написал письмо Николаю I с просьбой не посылать русский экспедиционный корпус против восставших брюссельцев.
Памятник стоит на небольшой площади, созданной пересечением двух улиц , в окружении деревьев. Это японские вишни. Весной они покрываются пышными розовыми цветами, на скамейки усаживаются жители квартала, и тогда поэт снова оказывается в толпе, как часто случалось в его жизни.
Теперь эта площадь стала называться площадью Пушкина.
А в мэрии Брюсселя одновременно открылась выставка работ Георгия Франгуляна “ Музы Пушкина ”.
— Посвящая ее поэту, я отобрал женские образы: Пушкин был большим любителем и знатоком женской красоты, — говорит Георгий.
Так завершились Пушкинские торжества, начавшиеся в Брюсселе 2 сентября 1999 года экспозицией уникальных материалов из Московского Литературного музея : картин, акварелей, гравюр пушкинских времен, манускриптов и факсимильных изданий произведений поэта. Все эти материалы были размещены в мэрии Брюсселя и в течение трех недель привлекали посетителей.
Скульптор сказал после вернисажа :
— Мне уже домой хочется, я мечтаю вернуться в свою мастерскую. Это то место, где я себя лучше всего чувствую.
Мастерская Георгия Франгуляна находится в Москве на Плющихе. Двухэтажный деревянный дом второй половины прошлого века, московский дворик, в глубине которого прячется литейная мастерская, несколько деревьев, под которыми так хорошо укрыться летом от московской жары.
— Этот район называется Плющихой, потому что в садах раньше было много увитых плющом беседок. Это было место прогулок и встреч. Рядом Девичье поле, Новодевичий монастырь, Хамовники, где жил Лев Толстой. На углу нашей улицы стоял дом поэта Плещеева, он теперь разрушен. По одну сторону от моей мастерской дом, в котором в начале века помещался театр Айседоры Дункан, а по другую сторону была мастерская Ильи Репина. Именно там он написал “ Письмо запорожцев турецкому султану ”.
На втором этаже своей мастерской Георгий пристроил скульптурную галерею , которая опоясывает дом большим крытым балконом. В ней выставлены бронзовые и мраморные работы хозяина : проекты, повторения осуществленных работ и работы — мечты. Среди последних особенно примечательна серия “ Натюрморты с включением конных статуй ”, где одновременно присутствуют разномасштабные вещи, например, большие бананы, яблоки и маленькие конные статуи. То есть автор попытался передать одновременное сосуществование в природе всех предметов. Эти “ Натюрморты ” навели меня на мысль о работах Магритта или Сальватора Дали.
— Моя мечта — создать конную статую, потому что для скульптора это высшая проверка мастерства, — говорит Георгий.
А пока он занят подготовкой конкурсного проекта для памятника Булату Окуджаве, который планируется установить на Арбате рядом с домом, где родился поэт, и памятника архитектору Баженову. Этот памятник будет установлен в Царицыно, весь архитектурный комплекс которого был выполнен по проекту Баженова.
За свои скульптуры Георгий Франгулян награждался золотой и серебряной медалями Российской Академии художеств, его произведения находятся во многих собраниях мира, в Москве — в Третьяковской галерее, в Пушкинском музее.
Установка памятника Пушкину в Брюсселе, как сказал во время церемонии открытия академик С. О. Шмидт, продолжает традицию, начатую в Москве в 1880 году установкой первого памятника Пушкину А. М. Опекушина. И потому это логично, как логично и то, что скульптура русского поэта стоит в центре Европы, которую он никогда не посещал, но которую видел его прадед, путешествуя вместе с Петром I.
Лариса Залесова — Докторова