ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ ПЕТЕРБУРГА
Опубликовано в журнале Звезда, номер 3, 2000
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ ПЕТЕРБУРГА
ЯКОВ ДЛУГОЛЕНСКИЙ
ГОЛИЦЫН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1685-1764) — князь, генерал-адмирал, сенатор
В 1703 году по повелению Петра I определен в морскую службу.
В 1708 отправлен за науками в Голландию и Англию. Hа голландских судах ходит в северные страны, на английских — до Испaнии и Португалии и Средиземным морем до берегов Египта. В 1716 произведен в унтер-лейтенанты.
О том, как непросто давалось учение, свидетельствует письмо Голицына, отправленное им 2 апреля 1711 года из Амстердама:
«О себе извещаю, при помощи Божией, жив в обремененных моих печалях и тягостях. Житие пришло мне самое бедственное и трудное. Первое, что нищета; паче же — разлучение. Hаука определена самая премудрая: хотя мне все дни живота своего на той науке положить, а не принять будет; не зная языка, не научиться науке. Которая наша братья приехали для обучения к той же науке, и ни единого не было, кто не знал бы латыни, да и те в три года и половины освоить не может. А про меня вы сами знаете, что кроме природного языка никакого не могу знать, да и лета мои уже ушли от науки, а паче всего в том моя тягость, что на море мне быть невозможно, из-за того, что весьма качает…»
Сокровенная мечта будущего генерал-адмирала — «освободиться от морской науки». Взамен он готов принять «любую сухопутную».1
Еше просил он скрыть от жены свое паническое настроение и умолял неизвестного адресата Ивана Стефановича замолвить перед нужными людьми слово…
Но все перемололось. И страх перед науками тоже.
По возвращении в Россию (1717) принимает участие в Северной войне. В сражении при Гренгаме с отличием командует отрядом гребных галер (1721). Произведен в лейтенанты.
С 1726 — советник Адмиралтейств-коллегии, капитан-командор.
С 1727 — президент Юстиц-коллегии. С 1728 — тайный советник и сенатор.
В 1732 году Анна Иоанновна возвращает Голицына на флот с чином вице-адмирала, но в должности генерал-кригскомиссара (главного флотского интенданта). В 1737 командирует в Брянск, а затем в Тавров наблюдать за постройкой судов (по 1740). По сути дела это была запоздалая ссылка. После осуждения Д. М. Голицына очередь дошла и до М. М. Голицына. Анна Иоанновна помнила, что Михаил Михайлович был одним из тех, кто привез к ней в Митаву письмо «верховников» с ограничительными кондициями.
С 1740 по 1741 исполняет обязанности астраханского губернатора.
В 1741 Елизавета Петровна возвращает его в Сенат. В 1744 присваивает чин действительного тайного советника и назначает послом в Персию (по 1748). В 1746 возводит в ранг адмирала.
По возвращении Михаил Михайлович привозит в Россию первые саженцы персиковых деревьев, которые высаживает в своей оранжерее. Саженцы приживаются. Через несколько лет садовник адмирала снимает первый урожай. С тех пор каждую осень Михаил Михайлович появлялся во дворце с двумя корзинами изысканнейших фруктов, которые по достоинству были оценены государыней Елизаветой Петровной.
С 1749 — командующий флотом (назначен был еще до снятия первого урожая).
С 1750 — президент Адмиралтейств-коллегии.
С декабря 1752 по май 1754 — главноначальствующий в Санкт-Петербурге.
В 1756 получает чин генерал-адмирала.
А в 1762 «за крайнею старостью и болезнью» оставляет службу.
По мнению современников, был «человеком посредственного ума, но замечательно здравого смысла и величайшего благородства».2
1
Аpхив истоpико-юpидических сведений, относящихся до России, кн. 2. М., 1854.
2 Д. А. Корсаков. Воцарение императрицы Анны Иоанновны, Казань, 1880.НЕПЛЮЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (1693-1773) — действительный тайный советник, сенатор
С 1715 по 1716 последовательно учится в Новгородской математической и Нарвской навигационной школах, в петербургской Морской академии.
В 1716 определен гардемарином в Ревельский флот. Летом того же года эскадра уходит в Копенгаген, где Петр I самолично отбирает группу гардемаринов и отправляет в Венецию — для дальнейшего совершенствования в морском деле. В группу попадает и Неплюев.
С 1717 по 1718 служит на венецианской галере «Жентела» (21 пушка, 50 гребных весел). Как и другие российские гардемарины, участвует в открывшейся венециано-турецкой войне. Получает благодарственный аттестат от командующего венецианским флотом.
За два года пребывания в чужих краях овладевает не только мореходной наукой, но и иноземными языками: прилично итальянским, чуть хуже — турецким.
В 1720 возвращается в Россию. Держит экзамен перед чинами Адмиралтейской коллегии в присутствии Петра I. Произведен в поручики, а вскоре назначен главным командиром над всеми строящимися в Петербурге морскими судами.
В 1721, неожиданно для себя, навсегда расстается с флотом. На открывшуюся вакансию посланника в Константинополь Петр I подыскивает способного и надежного человека, знающего итальянский и турецкий языки. Петру подсказывают: поручик Hеплюев.
С 1721 по 1734 — полномочный посланник в Константинополе. В 1724 заключает с Турцией договор, по которому к России отходят земли на западном и южном берегах Каспия. Переговоры шли столь долго и трудно, что Петр I, получив известие о благополучном завершении, на радостях производит Неплюева в капитаны I ранга и жалует четыреста крепостных душ.
С 1728 — капитан-командор (на этот раз заслуги Hеплюева-дипломата отмечает Петр II). С 1730 — контр-адмирал.
В 1735 возвращается в Петербург. Получает чин тайного советника и назначение в Иностранную коллегию. В том же году начинается очередная война с Турцией. Успешные действия русских войск вселяют надежду на удачный исход мирных переговоров. В 1737 году Неплюев отправляется вместе с П. П. Шафиpовым и А. П. Волынским на конгресс в Немиров, но согласия с турецкими коллегами делегация не достигает.
В 1739 стороны вновь садятся за стол переговоров. Итоги их малоутешительны: Россия возвращaет Турции захваченные в ходе войны территории, оставляя за собой только Азов.
С 1740 по 1741 — правитель Малороссии.
По восшествии на престол Елизаветы Петровны попадает в опалу. Однако следствие показывает, что ничего против Елизаветы Петpовны Неплюев «не злоумышлял». Ему возвращают чины и ордена, но не пожалованные ранее деревни, которые Елизавета Петровна уже успела раздать другим.
С 1742 по 1758 — оренбургский генерал-губернатор (в Оренбуржье тогда входили Уфимская и Самарская губернии, часть Астраханской и Пермской, земля Уральского казачьего войска, башкирские и казахские степи).
За шестнадцать лет правления Неплюев обустраивает (фактически основывает) Оренбург, возводит оборонительные редуты, прокладывает дороги, налаживает торговлю, основывает два стекольных, пятнадцать медеплавильных и тринадцать железоделательных заводов, открывает на свои средства несколько школ (однa из них — для детей чиновников и казаков, была впоследствии реоpганизована в кадетский корпус), по заданию губернатора местные ученые мужи составляют первый калмыцкий букварь, а местные чиновники Рычков и Красильников — первую историю края…
«В оной истории не токмо об одном Оренбурге упоминается, но и о разных тех азиатских народах, как, например, о Киргизцах, Бухарцах, Хивинцах, также о Татарах, Башкирцах, Вотяках, Мордве, Чувашах, Черемисах, Мещеряках и тому подобных. Оная история была сочинена Рычковым, что в Оренбурге, а карты тамошним офицeром Красильниковым, и их было только двенадцать сделано.(…) Cию, которую я вам посылаю, aрхиерeй достал от самих авторов, будучи в Оренбурге. Его преосвященство просил, что списавши ее в Петербурге, оригинал ему опять возвратить» (из письма С. Р. Воронцова — P. Л. Воронцову).1
Управляя краем, Неплюев придерживался принципа «разделяй и властвуй»: с помощью казахов подавил восстание башкир, затем с помощью башкир — восстание казахов…
С 1752 — действительный тайный советник.
С 1760 по 1764 — сенатор и конференц-министр (по признанию Неплюева, никто его в этой должности уже не слушал).
C сентября 1762 по июнь 1763 и в июне-июле 1764 — начальствующий в Петербypге.
В том же 1764 году выходит в отставку.
1
Архив князя Воронцова, кн. 16. М., 1880.
ГЛЕБОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ (1705-1774) — генерал-аншеф, сенатор
Получил хорошее домашнее образование.
В 1721 году после экзамена, устроенного генeрал-фельдцeйxмейстером Я. В. Брюсом, зачислен сержантом в артиллерию.
С 1731 — капитан .
В 1738 — асессор канцелярии Главного артиллерийского управления. Через два года — советник. В ведение Глебова передаются школы по подготовке артиллерийских кадров и вся гарнизонная артиллерия (обеспечение боеприпасами, амуницией, ремонтом и так далее).
В 1741 создается комиссия по упорядочению и усовершенствованию артиллерийского дела. Одним из главных ее деятелей становится Глебов. Среди важнейших дел комиссии — испытание усовершенствованной «секретной гаубицы» П. И. Шувалова и шуваловского же «единорога». С 1743 — бригадир. С 1749 — генерал-майор.
В 1751 занимается обустройством в России переселенцев из Сербии.
С 1755 — генерал-поручик. Под команду Глебова поступают полевая и осадная артиллерия в Санкт-Петербурге, Риге, Выборге, Новгороде, Пскове, Великих Луках, Смоленске и Остзейском крае.
В годы Семилетней войны (1757-1762) находится в действущeй армии. В сражении при Цорндорфе (1758) особо отличаются наши гренадерские части и артиллерия, которой командует Глебов. За Цорндорф получает орден св. Александра Невского.
В 1760 определен на должность киевского генерал-губернатора. Назначение откладывается до окончания войны.
С 1762 — генерал-аншеф. В Киеве остается по 1766 год.
С 1766 — сенатор.
С февраля по декабpь 1767 исполняет обязанности главноначальствyющего в Санкт-Петеpбуpге.
В 1770 по состоянию здоровья подает прошение об отставке.
Таким образом, начав службу при Петре I, завершил ее при Екатерине II. Был очевидцем дворцовых заговоров, переворотов, будничных придворных интриг, в коих никогда не участвовал…