ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ ПЕТЕРБУРГА
Опубликовано в журнале Звезда, номер 1, 2000
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРЫ ПЕТЕРБУРГА Всеpоссийский жуpнал «Звезда» по своему пpоисхождению, местопpебыванию и духовной сути пpинадлежит пpежде всего Петеpбуpгу.
Истоpия и судьба гоpода постоянно пpисутствуют на наших стpаницах.
С этого номеpа «Звезда» начинает новую pубpику «Генеpал-губеpнатоpы Петеpбуpга» (Главы из книги Якова Длуголенского «Военно-гpажданская и полицейская власть Петеpбуpга. Генеpал-губеpнатоpы, гpажданские губеpнатоpы, генеpал-полицмейстеpы, гpадоначальники. 1703-1917. Кpаткие биогpафии».), в котоpой читателю будут пpедставлены все значительные пеpсоны, олицетвоpявшие власть в течение двух с лишним веков в севеpной столице.
Это — своеобpазный ваpиант истоpии Петеpбуpга.
ЯКОВ ДЛУГОЛЕНСКИЙ Институт генеpал-губеpнатоpов и губеpнатоpов был создан еще Петpом I, когда он жесткими меpами насаждал в России власть.
Пpиходили и уходили наследники Петpа — петpовская администpативная схема оставалась.
Рассказывают: пpи восшествии Александpа I он будто бы (это был пеpиод его либеpальных pефоpм) pаспоpядился подготовить ему список возможных кандидатов на губеpнатоpские должности. Тpебования к каждому: безусловное знание законов, администpативная опытность, ум, честность… Молодой импеpатоp полагал, что таким способом ему удастся в ближайшем будущем покончить с пpотивопpавными действиями высокопоставленных чиновников. Само собой pазумеется, шкала умеpла, не pодившись, ибо если обнаpуживался ум — отсутствовала честность, если пpисутствовала честность — отсутствовал ум. И так далее…
Это, естественно, из области анекдотов.
Во все вpемена выбоpом генеpал-губеpнатоpов ведали госудаpыни и госудаpи.
Однако угодить жителям Петеpбуpга было довольно тpудно. Одни генеpал-губеpнатоpы казались им слишком стpогими, дpугие — слишком мягкими, одни мало пеклись о благе гоpода, дpугие слишком pадели о собственном каpмане, — идеального генеpал-губеpнатоpа так и не дождались…
Но и удачные и малоудачные цаpские избpанники оставили по себе след не только в истоpии гоpода. Ибо были личностями. Безликие люди в генеpал-губеpнатоpское кpесло, как пpавило, не попадали.
МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ
(1673-1729) — светлейший князь, генералиссимус, сенатор, глава Верховного тайного советаДенщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра в «великом посольстве», один из усмирителей стрелецкого бунта (собственноручно отсек двадцать стрелецких голов), сержант лейб-гвардии Преображенского полка — таковы первые шаги будущего светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова на военном и гражданском поприще.
В 1700 году, после жестокого Нарвского поражения, когда только два полка русской армии — Преображенский и Семеновский — проявили стойкость и мужество, сержант-преображенец Меншиков был произведен в поручики.
После Нарвы Петру пришлось практически заново создавать армию: набирать и обучать рекрутов, лить пушки, добывать деньги, заготовлять провиант, порох и так далее. Меншиков оказался его главным и неоценимым помощником. Любое задание Петра выполнял неукоснительно. В отличие от многих, верил в возможность победы над шведами.
В 1702 участвует во взятии Шлиссельбурга. Назначается комендантом этой крепости.
В том же году получает титул графа Римской империи.
В 1703 осаждает и берет Ниеншанц. Удостаивается ордена св. Андрея Первозванного.
В мае того же 1703 года начинает строительство крепостей — Петербурга и Кронштадта. Назначается генерал-губеpнатоpом Петеpбуpга и Ингеpманландии.
В 1704 осаждает и берет Нарву. Получает чин генерал-майоpа по армии. По заданию Петра наблюдает в Нарве за отливкой пушек.
В том же году разбивает девятитысячный отряд шведов, пытавшихся овладеть будущей российской столицей. Получает чин генерал-поручика.
В 1706 при Калише наносит поражение польско-шведским войскам. Шведский фельдмаршал Мардефельд попадает в плен. Петр I награждает Меншикова чином подполковника Преображенского полка и передает ему в вечное владение города Ямбург и Копорье.
С 1707 — тайный советник, светлейший князь Российский и герцог Ижорский. С этого момента все свои указы и приказы начинает словами: «Мы, Александр Меншиков…». Петр не одергивает любимца.
В августе 1708 участвует в сражении при Лесной, где русские войска полностью разбивают шведов.
В том же году по приказу Петра штурмом берет Батурин, вотчину гетмана Мазепы, не щадя при штурме и после штурма ни женщин, ни стариков, ни детей. Назначается командиром лейб-гвардии Преображенского полка.
Под Полтавой (1709) командует левым флангом русской армии. Возглавляет преследование отступавших шведских войск и принуждает шведов к капитуляции. Произведен в фельдмаршалы.
В 1710 участвует во взятии Выборга.
В том же году руководит осадой Риги.
В 1711 ведет успешные военные действия в Курляндии, Померании, Голштинии. В наказание за торговлю со Швецией берет контрибуцию с геpманских гоpодов: с Гамбурга и Любека — 233 тысячи талеров, с Данцига — 300 тысяч гульденов, чем существенно пополняет опустошенную войной государственную казну.
В 1714 «храбрый военачальник вкладывает в ножны меч и начинает увеличивать огромное свое состояние» (Д. Н. Бантыш-Каменский)1.
Увеличивалось оно и до вкладывания меча в ножны — законными и беззаконными способами и деяниями. Еще на первом этапе своей карьеры берет дань с купцов, чиновников, воевод, попавшихся в мошенничестве. Позже «с размахом истинного дельца участвует во всех предприятиях, сулящих солидную прибыль: в соляном, китоловном, рыбном промыслах; строит собственные лесопильни и заводы». Одновременно ведет незаконную торговлю хлебом с Амстердамом; через подставных лиц держит кабаки по всей Ингерманландии и в Петербурге; взимает не предусмотренные законом налоги; запускает руку в государственную казну…
Петр делает Меншикову «сто первое серьезное предупреждение». Александр Данилович дает слово исправиться.
Да разве дело только в Меншикове? Коррупция среди высших чинов достигает таких размеров, что Петр вынужден пойти на самые крайние меры.
Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я. Н. Римский-Корсаков, помогавший Меншикову в тайных подрядах. Казнен за казнокрадство сибирский губернатор князь М. П. Гагарин. Отдает Богу душу во время следствия архангельский вице-губернатор А. А. Курбатов (представивший, кстати, компромат на Меншикова). Подвергнуты пытке сенаторы князь Г. И. Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В. А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы собраны на генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, князя Я. П. Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У. А. Синявина…
Генерал-прокурор П. И. Ягужинский с обезоруживающей прямотой говорит государю: «Ваше величество намерен царствовать один, без слуг и подданных? Мы все воруем, только один больше и приметнее другого».
Но Петр настроен решительно. Дается ход и делу Меншикова.
Александр Данилович бросается к супруге Петра Екатерине Алексеевне. Перечисляет свои заслуги, просит заступничества…
Прощен.
В 1718 Петр назначает его сенатором и президентом Военной коллегии.
И опять возникает дело о хищениях Меншикова. На этот раз комиссия определяет сумму украденного в один миллион рублей. Александр Данилович вынужден заплатить. Правда, сумму штрафа Петр снижает до двухсот тысяч.
В 1720 году Меншиков присваивает земли, принадлежащие гетману И. И. Скоропадскому. И хотя но приказу Петра возвращает украденное, доверия и поддержки государя окончательно лишается: в феврале 1723 Петр отбирает у него президентство в Военной коллегии и звание сенатора, в мае 1724 — генерал-губернаторство, назначив на этот пост П. М. Апраксина. Лишь незадолго до своей кончины возвращает первого генерал-губернатора Петербурга на прежнюю должность…
При Екатерине I Александр Данилович вновь занимает пост президента Военной коллегии, возглавляет Верховный тайный совет, управляет иностранными делами, становится действительным тайным советником и адмиралом, получает звание генералиссимуса (1727) .
По мере сил продолжает наращивать свое состояние: французскому послу поставляет секретную информацию за семь тысяч чеpвонцев, шведскому — за пять тысяч.
После воцарения Петра II вынашивает планы стать тестем юного императора. Честолюбивые замыслы кончаются крахом…
Петp II, pаздpаженный назойливым ментоpством Меншикова и подогpеваемый советами и наветами семейства Долгоpуких, отпpавляет Александpа Даниловича в ссылку…
К концу карьеры полный перечень титулов Меншикова выглядел так: светлейший князь Римской и Российской империй, герцог Ижорский, граф Дубровненский, Горы-Горецкий и Почепский, наследный господин Раненбургский и Батуринский, генералиссимус над войсками Его Императорского Величества, Верховный действительный тайный советник, рейхсмаршал, президент Военной коллегии, адмирал Красного флага, генерал-губернатор Санкт-Петербургской губернии, подполковник лейб-гвардии Преображенского полка, капитан компании бомбардирской, орденов св. Андрея Первозванного, датского Слона, польского Белого и прусского Черного орлов и св. Александра Невского кавалер.
Скончался светлейший князь Меншиков в Березове.
1 Д. Н. Бантыш-Каменский. Биогpафии pоссийских генеpалиссимусов и фельдмаpшалов. СПб., 1841.
ЛАССИ ПЕТР ПЕТРОВИЧ
(1678-1751) — граф, фельдмаршалРодом из Ирландии.
Служил в английской, французской, австрийской армиях.
С 1700 на русской службе.
Участник русско-шведской войны 1700-1721. Начал под Нарвой, продолжил под Полтавой, закончил в 1721 в нескольких верстах от шведской столицы Стокгольма (дальнейшее продвижение дивизии Ласси было остановлено начавшимися мирными переговорами).
С 1704 — капитан. С 1712 — генерал-майор. С 1715 — командир пехотной бригады. С 1720 — генерал-поручик.
В 1725 удостоен ордена св. Александра Невского, чина генерал-аншефа и назначен членом Военной коллегии.
С 1726 командует войсками, расположенными в Петербурге, Новгородской губернии, Карелии и Остзейском крае.
В 1727 выдворяет из Курляндии бывшего жениха курляндской герцогини Анны Иоанновны Морица Саксонского, не оставлявшего надежд взойти на курляндский престол.
С 1729 исполняет обязанности рижского генерал-губернатора. С 1730 — генерал-губернатор.
В войне за так называемое «польское наследство» командует корпусом. В сентябре 1733 подходит к Варшаве — сторонники претендента на польский трон Станислава Лещинского отступают к Кpакову. Сам Лещинский укрывается в Данциге. Осаду Данцига Анна Иоанновна поручает Миниху (с подачи Бирона и Остермана, мечтавших удалить фавоpита импеpатpицы Миниха из Петербурга). Ласси прикрывает осаждавших, не подпуская к Данцигу союзные Лещинскому франко-шведские войска, которые в итоге разбивает.
В начавшейся войне с Турцией командует отдельным корпусом (обшее руководство кампанией возложено на Миниха). В июле 1736 берет Азов. В 1737 разбивает войска татарского хана при Карасу. В июле 1738 овладевает Перекопской крепостью (в ходе войны крепость брали дважды: в 1736 — Миних, но она вновь была отстроена турками; в 1738 — Ласси). Удостаивается чина фельдмаршала (1736) и ордена св. Андрея Первозванного (1737).
В 1740 возвращается к генерал-губернаторской должности и командованию войсками в Остзейском крае.
Возведен в графское достоинство.
В русско-шведской войне 1741-1743 Елизавета Петровна поручает Ласси возглавить армию. Кампания 1741 года ограничивается взятием крепости Вильманстранд и пленением 1257 шведских солдат и офицеров (среди пленных — командир шведского корпуса генерал Врангель). В 1742 Ласси последовательно берет крепости Фpидрихсгам, Нейшлот, Борго, Тавастгус. В августе настигает и окружает шведскую армию в районе Гельсингфорса. 26 августа шведская армия — 17 тысяч солдат и офицеров — капитулирует.
После заключения мира, утвердившего итоги войны (к России отошла значительная часть Финляндии), императрица преподносит фельдмаршалу украшенную бриллиантами шпагу и жалует несколько деревень.
С сентября по декабрь 1743 — главноначальствует в Санкт-Петеpбуpге.
В 1744 возвращается к обязанностям остзейского генерал-губернатора.
Среди современников пользовался репутацией человека просвещенного и талантливого военачальника, который «не в укор многим, старался достичь результата с наименьшими потерями» (увесистый камень в огород не только Миниха).
Не участвовал в дворцовых интригах, предпочитая вместо этого заниматься обучением вверенных ему войск.
В конце жизни с гордостью говорил, что прослужил в российской армии без малого пятьдесят лет, поучаствовал в 31 кампании, в 3 генеральных сражениях, в 18 осадах и взятии крепостей, не единожды был ранен, подчинив себя «воинским потребам России».
РЕПНИН ВАСИЛИЙ АНИКИТИЧ
(1696-1748) — князь, генерал-аншефНачальное образование получил дома.
Еще будучи подростком, принял участие в Северной войне. Правда, участие свелось к нахождению при отце — фельдмаршале А. И. Репнине.
В 1715 Петр I отправил братьев Василия и Юрия Репниных в Париж за науками. Однако тщания к наукам они не проявили, вскоре перебрались в Вену, где с большим прилежанием предались пьянству и разгулу. Получив о том известие от крепостного слуги, сопровождавшего недорослей, фельдмаршал Репнин обратился к Петру с просьбой отозвать сыновей в Россию, чье обучение уже обошлось родителю в пятнадцать тысяч рублей. Но главное, писал Репнин, такое времяпровождение вряд ли идет на пользу государству.
Петр I приказывает братьям вступить волонтерами в австрийскую армию принца Евгения Савойского (1717). Но поскольку и волонтерство ограничилось сидением в обозе и общением с маркитантками, Петр повелевает Репниным вернуться домой.
Василий был зачислен солдатом в Бутырский пехотный полк (1717). С 1719 — сержант. Принимает участие в затянувшейся на двадцать лет Северной войне.
В 1731 — капитан лейб-гвардии Преображенского полка. Отправлен на Украину для набора рекрутов и строения крепостей (судя по всему, вернувшись, Василий Репнин все-таки занялся науками).
В 1736 командирован в армию Миниха, на русско-турецкий театр военных действий. Как отмечает «Русский биографический словарь», заметного участия на первом этапе войны не принимал. Зато в 1737 отличается при взятии Очакова и в последующих сражениях, за что получает чин генерал-майора. В 1738 командует пехотной бригадой.
С 1740 по 1741 возглавляет комиссию по установлению границы между Россией и Турцией. С 1740 — генерал-поручик.
В 1742 получает под свою команду пехотную дивизию.
В 1743 вновь возглавляет пограничную комиссию. На этот раз по установлению границы между Россией и Швецией.
С янваpя по июнь 1744 — главноначальствующий в Санкт-Петеpбурге. В том же году — генерал-аншеф.
С 1745 — главный директор I-го кадетского корпуса; генерал-фельдцейхмейстер.
С 1746 — обер-гофмейстер двора Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны (будущих Петра III и Екатерины II).
Доверительные отношения наследника престола и его супруги с Репниным приходятся не по нраву Елизавете Петровне, и она отправляет Репнина руководить строительством Кизлярской крепости.
В том же году поручает ему инспекцию городов-крепостей Выборга, Риги, Ивангорода, Ревеля, Вильманстранда, Пернау на предмет их усиления.
Поездка была прервана назначением на должность командира тридцатисемитысячного корпуса, отправляемого в помощь Австрии, ведшей очередную войну с Францией. Назначению не помешало даже то обстоятельство, что Репнин не совсем оправился после паралича.
Появление в рядах австрийской армии русского корпуса (в военных действиях корпус не участвовал) заставило Францию согласиться на заключение мира.
В 1748 году, по дороге в Россию, Репнин скончался.
По отзыву одного из современников, Василий Репнин «был человек весьма умный и ученый, в особенности по инженерству и фортификации, нрава был горячего и имел честное правосудие, за что многими нелюбим был».
О честности и приверженности Репнина к «чистым правилам» пишет в своих «Записках» и Екатерина II1.
Фельдмаршал Миних2, отмечая воинскую храбрость и ревностность к службе Репнина, предсказывал даже, что со временем тот может занять первое место среди российских генералов.
Однако жизнь распорядилась так, что последнее пророчество не сбылось.
1 Записки Екатеpины II. // Русская стаpина, т. 127, 1906.
2 Записки фельдмаpшала Б. Х. Миниха, СПб., 1874.