Опубликовано в журнале Знамя, номер 5, 2024
«Значился в списке казненных…»
Эмиль Зигель. «Гвардии маэстро». Воспоминания / Под ред. И.А. Альтмана. — М.: Научно-просветительный центр «Холокост», 2024. — (Российская библиотека Холокоста).
Автор воспоминаний — выживший в Холокосте участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник, блестящий рассказчик, прекрасный исполнитель, профессор по специальности «музыкальное искусство», лауреат всесоюзных фестивалей, Почетный радист СССР и России, судья международной категории по радиоспорту, академик Международной академии духовного единства народов мира и Международной академии научных открытий и изобретений, один из первых пяти лауреатов премии «Хранитель памяти» (2020) Российского еврейского конгресса, региональный представитель Центра «Холокост» в Израиле. Он прожил долгую и яркую жизнь, его повествование — бесценный источник сведений о судьбах выживших в Холокосте —охватывает почти век.
Что отличает эту книгу от иных воспоминаний уцелевших? У каждого из них —своя уникальная история, а объединяет всех спасшихся в то время одно: почти все они — выжившие случайно.
В книге публикуются драматичные воспоминания самого Зигеля, его документы и свидетельства, частично размещенные в интернете, статьи о нем в СМИ, а также воспоминания о нем родных, знакомых, сослуживцев и друзей.
Читая первую часть книги, удивляешься изгибам и капризам судьбы автора. Кажется, Зигель был спасен не просто так, и за мыслями, чувствами и действиями его спасителей стояла задача, чтобы Эмиль мог не только отомстить, но и прожить затем несколько жизней — и за себя, и за родителей и близких, расстрелянных нацистами, погибших на фронте. В его насыщенной биографии нашлось место и огромной любви к людям, к музыке, и профессиональной самореализации, и способности начать все сначала в преклонном возрасте, после переезда в Израиль.
Он аккомпанировал Марку Бернесу, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой и Эдите Пьехе, дружил с Расулом Гамзатовым и Махмудом Эсамбаевым, Анной Герман и Юрием Левитаном, Ираклием Андрониковым. Но все это будет много позже, после его чудесного спасения. Юношеские же годы Эмиля пришлись на очень страшное время.
Мемуарист подробно описывает, как в начале августа 1942 года жизнь тихого курортного Кисловодска, где находилось много эвакуированных евреев из западных районов СССР, включая его близких, круто изменилась: «Это были наиболее трагичные и мрачные страницы моей суровой военной поры. В ночь на 9 августа на станции стояли три санитарных поезда для эвакуации раненых, но ни один состав не смог отправиться в Закавказье, так как немецкая авиация уничтожила мост через реку Подкумок. В Кисловодске началась паника. Можно только представить беспокойство и волнение еврейских семей в этот период! В первую очередь люди думали, как спасти своих детей».
В начале третьей декады августа винодел Серго Метревели вывел из Кисловодска шесть человек, среди которых был Зигель. Это был очень трудный, долгий путь через Кавказские горы, в условиях сильных перепадов температур и плохой видимости. Шли только днем: ночью, во тьме, идти было невозможно. Эмиль не спал: караулил кобылу, единственного надежного помощника в путешествии. Его терзала мысль о том, что в оккупированном городе остались его родители. В дороге наш герой тяжело заболел малярией, не мог идти самостоятельно. Позже беглеца выходили родители Серго Метревели. Спустя немало лет Зигель через израильский институт «Яд Вашем» добился того, чтобы Метревели признали Праведником народов мира.
Покинув Кисловодск, Эмиль избежал участи своих родителей и других евреев города: в сентябре 1942-го их вывезли в Минеральные Воды и расстреляли. Долгие годы в списке казненных значился и Зигель. Три его брата погибли на фронте, из всей большой семьи выжили лишь он и его сестра Вера, военный врач.
Получив военную специальность связиста, Эмиль с 1944 года служил радиотелеграфистом-морзистом у командующего 1-й Гвардейской танковой армией генерал-полковника М.Е. Катукова. Победу встретил в Берлине.
После войны Эмиль Генрихович служил в Германии, Белоруссии, Калининграде, Литве, потом жил в Израиле. И каждую осень обязательно приезжал в Минеральные Воды, на место расстрела родителей, считая это своим долгом, а Кисловодск — своей второй родиной.
Он регулярно выступал с концертами, с лекциями о Холокосте и о Великой Отечественной войне. Его не пугали ни возраст, ни расстояния: «Этот человек умел относиться к чужой трагедии как к своей, личной. Мы были в Беслане, в годовщину захвата заложников в городе, мимо которого 16-летний Эмиль шел в далеком 42-м. И как только речь зашла о будущем музее, он немедленно сделал первый взнос на его строительство», — говорит редактор книги, профессор РГГУ, сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман.
«Личный фонд Э.Г. Зигеля (воспоминания, фотографии, видеоаудиозаписи) хранится в Архиве НПЦ “Холокост”, и этот материал был использован при подготовке книги. Еще при жизни автора я и мои коллеги много рассказывали о нем. А теперь его воспоминания в полном объеме может прочитать каждый. Помню памятные мероприятия в Минеральных Водах, возле старого памятника и нового Мемориала погибшим, открытого в 2019 году. Эмиль Генрихович приезжал туда, где должен был в 1942 году остаться навсегда…» — добавляет заведующий Архивным отделом Центра «Холокост» Леонид Терушкин.
Написанная живым языком, книга снабжена богатым иллюстративным материалом, благодаря которому наглядно прослеживаются все этапы сложной, изобилующей событиями, жизни героя. Тут и портрет спасителя Серго Метревели, и билет об участии Зигеля в олимпиаде по художественной самодеятельности, и стенгазета воинской части с изображением героя в молодости, и фотографии его сестры — участницы Сталинградской битвы, его друзей и сослуживцев. Дополняя документальное повествование, иллюстративный ряд помогает читателям лучше воспринимать его.
Книга очень важна для сохранения памяти о жертвах Холокоста и о Великой Отечественной войне, о детях войны и рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся популяризацией советского музыкального наследия, судьбами уцелевших от нацистского террора и их вкладом в обороноспособность СССР. А трогательные рассказы знакомых и родственников об авторе книги пропитаны глубокой нежностью, теплом и любовью. Судьба Эмиля Зигеля и его необычайная воля к жизни вдохновляют и ободряют читателей, служат примером для других, источником надежды, веры и оптимизма. Это стоит читать.