Фридрих Горенштейн и традиция русской литературы XIX–ХХ веков. Международная онлайн-конференция
Опубликовано в журнале Знамя, номер 6, 2022
Понимание – цель науки, а непонимание – цель художественности.
В художественности дна нет, как в открытом космосе.
Фридрих Горенштейн
Это похоже на маленькое чудо в наше ковидное и спецоперационное время. В ответ на подписанное многими деятелями культуры и опубликованное на сайте colta.ru 3 сентября 2021 года открытое письмо — призыв достойно отметить 90-летие Фридриха Горенштейна (1932–2002), автора романов «Место» и «Псалом», а также многих других произведений, — публичных откликов не было, но выдающийся киновед Наум Клейман предложил Еврейскому музею и центру толерантности в Москве организовать научную конференцию. На пути осуществления инициативы было немало трудностей (конференция была перенесена с конца марта на конец апреля из-за ковида, часть планировавшихся докладчиков не смогла принять участие, в последний момент одна из участниц заболела), и все же двухдневная международная (Москва — Будапешт — Берлин — Щецин — Томск) научная ZOOM-конференция, посвященная Фридриху Горенштейну, состоялась и стала первой в своем роде.
Имя Горенштейна долгое время было неизвестно читателям: его жесткая, трагическая проза не публиковалась советскими издательствами. С нею был знаком лишь узкий круг его друзей, высоко ценивших писателя: литературные критики Анна Берзер и Инна Борисова, Лазарь Лазарев и Бенедикт Сарнов, писатели Юрий Трифонов и Фазиль Искандер, кинорежиссеры Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский.
Единственным образцом его серьезной прозы, вышедшим в свет в СССР до эмиграции писателя в 1980 году, остался рассказ «Дом с башенкой» (1964). Другие произведения публиковались много позже, за рубежом и в России начала 1990-х. Известности на родине писателю это не принесло: его творчество либо игнорировалось настроенной против него критикой, либо оценивалось в рецензиях как малозначительное или устаревшее.
За последнее десятилетие в России вышло более полутора десятков книг Горенштейна (как напечатанных впервые, так и переизданных) и поставлено несколько спектаклей, в частности, по пьесе «Бердичев» — в театре им. Владимира Маяковского, по первой его пьесе «Волемир» — в театре «Мастерская Петра Фоменко», по рассказу «Дом с башенкой» — в Российском академическом молодежном театре и по рассказу «С кошелочкой» — в театре «У Никитских ворот».
Творчество мастера активно популяризируют писатели Мина Полянская (ФРГ), автор книги «Я — писатель незаконный. Записки и размышления о судьбе и творчестве Фридриха Горенштейна»; Дмитрий Быков в устных вступлениях и в эссе «Сирота»; автор книги «Открытие Горенштейна» Григорий Никифорович (США, Сент-Луис); берлинский журналист и кинодокументалист Юрий Векслер, инициатор практически всех посмертных изданий книг Горенштейна в семи российских издательствах и автор фильма «Место Горенштейна» и книги «Пазл Горенштейна». Аудитория читателей Горенштейна в России медленно, но верно растет, с недавнего времени его уже публично называют классиком и культовым писателем. В 2010 году в Перми была защищена одна из первых диссертаций по Горенштейну в России — работа Ольги Чудовой «Ф.М. Достоевский в художественном восприятии Ф.Н. Горенштейна».
И все же Горенштейн по-прежнему остается для многих потенциальных его читателей «писателем-невидимкой». Да и СМИ упоминают о нем очень редко.
Более отрадная картина в литературоведении. Независимо друг от друга о нем давно пишут ученые разных стран, и одной из задач конференции было создание площадки, на которой исследователи могут обменяться мнениями и установить связи между собой, а заинтересованная аудитория — получить новые импульсы для того, чтобы открыть для себя многоликое творчество Фридриха Горенштейна.
На конференции в четырех секциях, которую модерировали поочередно доктор филологических наук, литературный критик Наталья Иванова и журналист и кинодокументалист Юрий Векслер, прозвучали доклады: «Фридрих Горенштейн: наследие, память, архивы» (Юрий Векслер); «К топографии прозы Фридриха Горенштейна» (Жужа Хетени, литературовед, эссеист, переводчик, профессор кафедры русской литературы Института славистики и балтистики Будапештского университета); «О роли антисемитизма в формировании идентичности советского еврея в произведениях Фридриха Горенштейна» (Магдалена Шморонг-Нерць, доктор гуманитарных наук в области литературоведения, научный сотрудник гуманитарного факультета Щецинского университета); «Проблематика и поэтика романа «Попутчики»» (Елена Завьялова, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Астраханского государственного университета); «Принцип антитезы как главный художественный прием в произведениях религиозно-философской проблематики Фридриха Горенштейна (по роману «Искупление» и повести «Последнее лето на Волге»)» (Елизавета Ядрицева, студентка Санкт-Петербургского государственного университета факультета востоковедения и африканистики); «Автор и герой в романе Горенштейна “Место”» (Ирина Щербакова, российский историк современности, автор и один из основателей «Мемориала»); «Русские классики в художественном мире Фридриха Горенштейна» (Вячеслав Суханов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы XX века Томского государственного университета); «Связь этического, антропологического и онтологического хаоса в повести Фридриха Горенштейна “Искупление”» (Татьяна Рыбальченко, доцент Томского государственного университета); «Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский: опыт диалога» (Алена Пантюхина, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета Томского государственного университета).
Для многих участников и доброжелательных наблюдателей было приятной неожиданностью не только прослушать три доклада представителей Томского университета, но и узнать, что тамошняя кафедра истории русской литературы ХХ века систематически занимается Горенштейном уже давно, с начала 90-х.
Интересно проходили на конференции и круглые столы. Юрий Векслер в своем выступлении на одном из них сделал акцент на неуслышанных современниками предупреждениях и пророчествах Горенштейна в его прозе, о которых, как и о творческой биографии писателя, разговор еще впереди.
Перспективными темами для изучения могут стать и не затронутые на конференции драматургия писателя, в частности, его исторические драмы о Петре первом и об Иване Грозном, и его юмор, о котором, пожалуй, первым сказал в фильме «Место Горенштейна» недавно ушедший из жизни замечательный писатель и эссеист Борис Хазанов (этот фрагмент был показан на конференции): «…oсобый такой идиотический юмор, который вдруг прорывается в рассуждении о том, чем, например, отличается трамвайный антисемитизм от антисемитизма железнодорожного транспорта, — целое отступление на эту тему («Попутчики». — Ю.В.). Это доступно только большому писателю, потому что основной тон крупных вещей Горенштейна — это трагедия, трагедия отдельного забитого и беспомощного человека (часто это женщина) и трагедия всего народа. И в то же время, как у Шекспира, где могильщики оказываются такими остроумцами, вдруг проявляется этот шекспировский идиотический юмор».
Сам Горенштейн однажды сказал: «Юмор и лирика — это и есть основные факторы художественного произведения».
Многие участники конференции впервые смогли не только увидеть друг друга, но и осознать себя как сообщество, и идея Натальи Ивановой сделать горенштейновскую конференцию ежегодной нашла одобрение у всех. Можно надеяться, что рано или поздно в горенштейновских конференциях будут участвовать занимающиеся изучением творчества писателя ученые США, Швейцарии, Португалии, Латвии и других стран.