Чтение. Энциклопедический словарь
Опубликовано в журнале Знамя, номер 5, 2022
Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. — М.: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021.
Возьмите любую однотомную тематическую энциклопедию, материалы которой преподносятся в алфавитном порядке. Скорее всего, слов на букву «ч» в ней обнаружится немного. Но только не здесь. В энциклопедическом словаре «Чтение» эта буква — главная. Самый объемный раздел — примерно четверть издания, то есть больше сотни страниц — дефиниции на букву «ч».
Что такое чтение? В ключевой статье говорится, что это «чрезвычайно сложный, многогранный феномен, теснейшим образом связанный с формированием письменной культуры». Чтение представлено как вид когнитивной эволюции и речевой деятельности, как компонент образования, как наслаждение, как общение, как предмет нейрофизиологического изучения, в конце концов, как основа цивилизации. А сколько видов, практик и моделей чтения существует! О каждом и о каждой — своя статья. Актерское, беглое, вдумчивое, глубокое, деловое, запрещенное, интерактивное, корректорское, линейное, материнское, отцовское, пассивное, развивающее, самообразовательное, экстенсивное… И это еще далеко не все. В общей сложности в словаре 371 дефиниция.
Определения одних понятий укладываются в скромный абзац, описания других разворачиваются на три-четыре книжные полосы. При этом и краткие заметки, и объемные статьи, как и положено для такого вида изданий, сопровождаются списком литературы. Устроены же они по-разному. Где-то приводятся лишь сжатые объяснения терминов, а где-то дается обстоятельный экскурс в историю понятия или явления. Например, весьма любопытен материал о больничном чтении. Многие, чтобы скоротать время в медицинском учреждении, берут с собой книжечку. Книга тоже по-своему врачует, позволяя отвлечься от ужасов нашей жизни. И этой традиции, оказывается, уже семь с половиной столетий: «Так, использование книг в лечебных целях упоминается в 1272 г. в больнице Каира (рекомендовалось чтение Корана — как один из методов лечения пациентов). Лекари Европы в период Средневековья активно применяли книгу в качестве лекарства для души. Впервые термин “библиотерапия” был введен в научный оборот в 1916 г. американским психологом С.М. Кротхерсом».
Немало в энциклопедическом словаре статей, опирающихся на прием обращения к авторитетам — в них приводятся цитаты на ту или иную тему. Допустим, о бездумном чтении лучше всего сказал Герман Гессе: «Бездумное, рассеянное чтение — это то же, что прогулка по прекрасной местности с завязанными глазами. Читать мы должны не для того, чтобы забыть самих себя и нашу повседневную жизнь, а чтобы твердо удерживать кормило жизни с еще более зрелым сознанием. Мы должны подходить к книгам не как боязливые школяры к высокомерным учителям и не как бездельники к бутылке шнапса, а как скалолазы к Альпам, как бойцы к арсеналу». В заметке же о «всеядном» читателе приведены очень точные мнения Юрия Нагибина и Дмитрия Лихачева. Нагибин писал, что уж лучше «еще раз перечитать “Смерть Ивана Ильича” Л.Н. Толстого, “Жизнь Арсеньева” И.А. Бунина, “В сторону Свана” М. Пруста, чем тешить беса любопытства новым романом модного автора или рассказами таинственного незнакомца». Лихачев, в свою очередь, утверждал: «С разными книгами надо работать по-разному: одни книги надо штудировать, конспектировать, изучать, читать повторно, читать для удовольствия. С другими надо только знакомиться, знать об их существовании. С третьими и знакомиться не нужно. И этот, третий, сорт книг — самый трудный. Самое трудное заставить себя не читать то, без чего вполне можно обойтись. Не слишком следует гоняться за модным чтением. Модное быстро выходит из моды». О модном чтении в словаре есть и отдельный материал: «Читатели, руководствующиеся модой на чтение, выбирают произведения, “о которых все говорят”, по принципу “не отстать от других”. Для таких читателей книга важна не сама по себе, а как принадлежность к определенному кругу, к “избранным”». А дальше — анализ, как и почему отдельные книги становятся модными, что на это влияет.
Социология и статистика чтения занимают не последнее место. В словаре объединены данные различных исследований, докладов и научных работ. Все мы помним, как развивалась ситуация с чтением в СССР и постсоветской России. «Самая читающая нация» таковой быть перестала. Всего один интересный факт, упомянутый в книге: «На среднюю заработную плату в 200 рублей в советский период можно было купить около 173 книг при средней цене за книгу 1,15 рублей, на среднюю заработную плату в 6000 рублей в 2004 г. можно купить только 50 книг по средней стоимости 120 рублей». Есть в словаре статья о кризисе чтения, но есть и о e-reading — чтении электронном. Всем очевидно: чтобы сегодня прочитать книгу, вовсе не обязательно держать ее в руках — подчас хватает экрана смартфона или компьютерного монитора. Хотя, если снова взглянуть назад, человечество придумало множество полезных вещей, о которых говорится в статье «Мебель и устройства для чтения». Подставки, пюпитры, конторки, удобные кресла, наконец! Как тут не вспомнить Сашу Черного: «Хорошо при свете лампы книжки милые читать…». Культура чтения, обстоятельства чтения — все это важно и значимо. Впрочем, бывает и «боязнь чтения» (между прочим, серьезная патология, включенная в список фобий Всемирной организации здравоохранения), и даже «вред чтения» («с одной стороны, чтение способствует формированию нравственных и компетентных людей, что необходимо государству для морального, экономического и политического развития, а с другой стороны — чтение стимулирует свободомыслие и независимость личности, что воздействует на стабильность государственной системы»).
Среди авторов словаря — знакомые читателям «Знамени» Наталья Борисенко и Мария Черняк, также в состав авторского коллектива вошли еще шестнадцать филологов, педагогов и психологов. Замечательное чтение!