«Фолиант» (Нур-Султан). Серия «Проза наших дней. Новая традиция»
Опубликовано в журнале Знамя, номер 7, 2021
Казахстанское издательство «Фолиант» в этом году отмечает свой четвертьвековой юбилей. За два с половиной десятка лет им было выпущено множество книг на русском и казахском языках: учебная литература, нон-фикшн, произведения писателей Казахстана, переводы западных бестселлеров, иллюстрированные произведения для детей. Книги «Фолианта» как для взрослой, так и для детской аудитории представлены на российском рынке достаточно давно, можно их найти и на полках отечественных библиотек. Однако в России обратить на себя особое внимание издательство заставило лишь пару лет назад. В 2019 году здесь появилась книжная серия «Проза наших дней. Новая традиция». В ней под редакцией Александра Серова стали выходить сборники рассказов, повести и романы начинающих российских авторов.
Первой ласточкой стала дебютная книга теперь уже хорошо известного читателям Павла Селукова «Халулаец». Среди вошедших в нее коротких новелл, кстати, можно найти и те, с которыми молодой прозаик в 2018-м дебютировал в «Знамени» и получил за них премию журнала в номинации «e2 — e4». Герои «Халулайца» — по большей части те же маргиналы-мечтатели с пермской окраины, что представлены в его втором сборнике «Добыть Тарковского», изданном редакцией Елены Шубиной. Вслед за Селуковым в «фолиантовской» серии «Проза наших дней. Новая традиция» увидели свет дебютный роман Ильи Пряхина «Бегство из рая» и повесть Елены Труминой «Миллиметр».
В 2021 году появилась четвертая книга серии — сборник рассказов Татьяны Леонтьевой «Суп без фрикаделек». В отличие от Селукова, Пряхина и Труминой, для Леонтьевой это не дебют. Ее первый роман «Полтора килограмма соли» был издан еще пять лет назад. Выпущен он был издательством «РИПОЛ классик» в многообещающей серии «Редактор Качалкина. FRESH». Юлия Качалкина (Селиванова), по сути, занималась тем же, чем сегодня в «Фолианте» занимается шеф-редактор серии «Проза наших дней…» Александр Серов — поиском и публикацией произведений малоизвестных прозаиков, открытием новых имен. Но тот проект быстро сошел на нет, а Юлия Качалкина вернулась в «Эксмо». Посмотрим, чего добьется на этом пути «Фолиант». Пока самое громкое имя серии — Павел Селуков, однако, справедливости ради, громко прозвучало оно вовсе не после «Халулайца», а после «шубинской» книги «Добыть Тарковского» и номинаций на «Большую книгу» и «Национальный бестселлер».
«Суп без фрикаделек» Татьяны Леонтьевой в свое время тоже был номинирован на «Нацбест». В 2019 году еще в виде рукописи под общим заглавием «Татьяна, 30 лет, Овен» сборник рассказов попал в лонг-лист премии. По идее, его можно было бы назвать и не сборником, а романом в рассказах. Образ главной героини — сквозной. В открывающей книгу новелле «Стопки за двадцать тысяч» восемнадцатилетняя Таня из Томска едет покорять Питер: «Я абитуриент! Вот поступлю в Муху, стану художником, буду иллюстрировать книжки». Из последующих рассказов мы узнаем, что сбудутся далеко не все мечты героини. С книжками судьба свяжется напрямую — Татьяна устроится редактором в издательство. А вот личная жизнь в северной столице у нее не сложится, вернее, сложится совсем не так, как того хотелось бы ее маме. Будет в жизни Тани упоминающийся в нескольких новеллах Андрюша Филатов. Вроде хороший парень, но перспектив у этих отношений не видать. Героиня Леонтьевой, представляя от первого лица эпизоды своей жизни, постоянно рефлексирует. Несмотря ни на что Татьяна остается оптимисткой, старается идти по жизни смеясь, как бы паршиво порой ни было на душе. Присутствующие в отдельных рассказах острота и минорные нотки сглаживаются легким юмором: «Правда, иногда Андрюша говорит с этакой улыбчивой мечтательностью: “Мне кажется, мы поженимся…” Но так он это говорит, как будто женитьба — это нечто непроизвольное, от человеческих действий не зависящее. С таким же выражением он мог бы сказать: “Мне кажется, лето будет жаркое”. Или: “Зима-то, пожалуй, будет снежной”». Эта цитата — из новеллы «Татьяна, 30 лет, Овен», в которой героиня делает попытку найти спутника жизни на сайте знакомств. А ведь за ее спиной уже был неудачный брак с «непризнанным гением», музыкантом и алкоголиком Мишей — и этот образ тоже станет в сборнике сквозным.
Светлое и темное в рассказах Леонтьевой то и дело сталкиваются. Мрачные питерские коммуналки, лихие пацанчики «с раена», будто зашедшие в гости со страниц селуковского «Халулайца». И при этом — непреходящая, почти детская радость. Развели лохотронщики на Апрашке — беда, конечно, но ничего — прорвемся! Пропала сумка с паспортом — снова беда, но паспорт в итоге найдется. А годы сгладят острые углы. Каждый фрагмент жизни Татьяны отсылает читателя в прошлое. «Суп без фрикаделек» — это не прямой эфир, а пересмотр фильмов пяти-, десяти-, пятнадцатилетней давности. Хороших фильмов. Ты уже знаешь, чем все завершится, знаешь, что в конце все будет хорошо, потому и смотришь без тоски, без тревоги.
Как и в случае с рассказами Павла Селукова, в книге Татьяны Леонтьевой не всегда видна граница между писателем и его персонажем. Зная об отдельных фактах биографии автора и обнаруживая их прямое отражение в сборнике, начинаешь думать, где неприкрытая правда жизни, а где — дополненная фантазией реальность. В название же книги, как удачно придумал редактор серии, вынесена фактически метафора всей этой реальности. Просто суп Татьяна варить уже умеет, а вот суп с фрикадельками пока не получается.
Что в итоге получится с замечательно задуманной книжной серией «Проза наших дней. Новая традиция» издательства «Фолиант»? Очень хочется быть оптимистом. Очень. Пусть серия развивается. Пусть открывает новые имена. Пусть их замечают критики. Пусть в ней выходят первые, вторые и третьи книги пока плохо известных нам молодых прозаиков. Пусть они попадают в длинные и короткие списки больших и малых литературных премий. Пусть даже обложки этих книг множатся на фотках с отрезанными пальцами в ламповых инстаграмчиках. Пусть. Но смотришь на полку с книгами когда-то перспективной серии «Редактор Качалкина. FRESH», переводишь взгляд на стоящие рядом книги когда-то подававшего большие надежды издательства «ИЛ-music» и ставишь точку. Зима будет снежной.