Опубликовано в журнале Знамя, номер 5, 2020
Умер Леонид Генрихович Зорин — замечательный прозаик, блестящий драматург, прекрасный сценарист, поэт, а еще и мемуарист, каких мало. И для нас не последнее — на протяжении десятилетий постоянный, любимый автор нашего журнала: все новые произведения он отдавал в родное, как он неоднократно говорил, «Знамя», и «Знамя» даже устраивало ему «Бенефис» в отдельной, ему посвященной рубрике.
Почти век жизни, отданной литературе и сцене. Это был настоящий писатель — работал очень плодотворно, не снижая темпа и уровня, до конца своих дней, — наши читатели могут в этом убедиться, открыв на сайте мартовский номер с его «монологами» в чудесном, открытом им формате прозы, который был ему по-человечески и по-писательски впору. «Белый коридор» заканчивается фразой: «А наше дело — не думать о вечном. И выполнить свое поручение». Литература и была его поручением, и он это поручение выполнил.
По рождению бакинец, а это особая, яркая, темпераментная порода людей, Леонид Зорин начал сочинять в четыре года и печататься с десятилетнего возраста, — таким образом, его писательский стаж равняется девяноста годам. Сколько поставлено пьес, выпущено книг, сделано фильмов — трудно сосчитать. Да, он стал успешным литератором — но этот успех давался ему нелегко. История с постановками пьес «Гости», «Варшавская мелодия», «Царская охота», «Медная бабушка», «Римская комедия» («Дион») драматична: читайте его мемуарную «Зеленую тетрадь».
Театральный мир узнал его по «Варшавской мелодии», поставленной на множестве советских, российских и мировых сцен. Зритель полюбил его «Покровские ворота» — пьеса выдержала десятки режиссерских интерпретаций, но экранизация пришла к миллионам, и цитатами из картины стали перебрасываться как афоризмами. У Леонида Зорина было острое чувство времени — не только нашего, но и исторического как современного, за что он при советской власти и расплачивался запретами, болезненными проблемами с цензурой.
Леонид Зорин стал писателем не только ХХ, но и века нынешнего, для него исключительно плодотворного. Свои «маленькие романы», «монологи» и «диалоги» Зорин сочинял, а мы с радостью печатали в прожитых вместе десятилетиях уже ХХI столетия.
Бережно закроем эту книгу жизни — и будем к ней возвращаться.