«На Трубе». Премьера в Школе современной пьесы
Опубликовано в журнале Знамя, номер 2, 2020
В 2019 году московский Театр «Школа современной пьесы» представил публике иммерсивный спектакль «На Трубе». Автор так называемого хлебного зрелища (в финале гостям подали шампанское и оливье: во всяком случае, так было на самой премьере) — художественный руководитель ШСП Иосиф Райхельгауз, сценарист — Екатерина Кретова.
Жанр «Трубы» можно обозначить как исторический променад с Чеховым, Толстым, Чайковским, Достоевским, Горьким, шампанским и оливье. Все, что увидели зрители, на самом деле произошло около ста лет назад в здании гостиницы и ресторана «Эрмитаж», где находится ныне театр Райхельгауза: век назад это было самое модное московское место, там располагалась лучшая московская ресторация.
Здание на Трубной площади постоянно реконструировалось: финальная реконструкция пришлась на начало XX столетия — архитектор Иван Бони оставил после себя «Зимний сад» и «Белый зал» в духе неоклассицизма. После пожара, случившегося в ШСП в 2013-м, театр ждал возвращения на Неглинку несколько лет: в 2019-м это, наконец, случилось. Что ж, обновленный интерьер театра великолепен, бродить по его залам — сплошное удовольствие, особенно с актерами. Так называемыми проводниками спектакля по пространству «Дома на Трубе», точнее, его «двойному дну», стали популярные актеры Ирина Алферова, Татьяна Веденеева, Юрий Чернов, Александр Галибин, Владимир Качан, Иосиф Райхельгауз, Владимир Шульга, Ольга Овчинникова и Ольга Гусилетова.
Все персонажи вымышлены, однако совпадения с реально жившими людьми неслучайны — у всех были свои прототипы. Первый акт — «Мифы дома на Трубе», где нам рассказывают историю пресловутого салата Люсьена Оливье, напоминают о Дне студентов, горьковском «…дне», чеховском доме свиданий, трагичной свадьбе Чайковского, разговоре Суворина и Чехова, и не только. Второй акт — «Больница», где Чехов и Толстой поднимают так называемые проклятые русские вопросы, третий — самый динамичный, — разумеется, «Кабаре “Эрмитаж”», где поет Шаляпин, девицы танцуют канкан и, конечно же, разбиваются чьи-то сердца.
Для зрителя это любопытная возможность пройтись по всему «Дому на Трубе», к тому же «встретиться» с Чеховым и Толстым, Чайковским и Достоевским в самые волнующие моменты их биографий. Горький провожает нас «на дно», а легендарный ресторатор Оливье угощает именным салатом. Дворцовые интерьеры, старинные зеркала, хрустальные люстры, мраморные лестницы старинного особняка на Трубной — и море шампанского под шаляпинское пение… Небанальный исторический экскурс в сопровождении проводников — известных актеров — оживляет мифы и легенды конца XIX — начала XX столетия.
Сначала мы проходим семь локаций: каждая из семи групп зрителей видит одинаковую историю, только в разной последовательности. Об истории особняка и его знаменитостях рассказывают: Ольга Овчинникова — про Оливье, Александр Галибин — о Горьком (именно в подвале нынешней Школы современной пьесы некогда размещался трактир «На дне»), Ирина Алферова — о Чайковском, о его болезненно-вынужденной женитьбе и пылком чувстве к скрипачу Котеку; Владимир Качан — о доме свиданий, куда захаживал Чехов; Владимир Шульга — о Достоевском; Юрий Чернов — о Чехове; Татьяна Веденеева — о Татьянином дне, отмечаемом студентами 25 января все в том же бойком месте.
Отдельного упоминания заслуживает диалог Чехова и Толстого «на злобу дня»: цитаты из дневников писателей весьма современны. Ощущение, что оба они существуют «здесь и сейчас», а не век назад, не покидает — отличный повод перечитать классиков, даже если кто-то считает их в чем-то скучными.
Итак, мы переносимся в то время, когда Чехов ужинал в «Эрмитаже» с издателем Сувориным, Чайковский сочетался браком с Антониной Милюковой, студенты отмечали Татьянин день, Достоевский в честь открытия памятника Пушкину читал в Благородном собрании сцену Пимена из «Бориса Годунова», ну а Горький праздновал премьеру «На дне».
Калейдоскопичность этого спектакля, его намеренная сиюминутная «монтажность» и эмоциональная вовлеченность зрителя в действие — в целом удачное режиссерское решение и небезынтересная работа актерского состава.