Опубликовано в журнале Знамя, номер 8, 2011
Толстые журналы в сети
Поскольку текст, последующий дальше, имеет характер сугубо информационного, справочного представления журнальных ресурсов сети, позволю себе в начале лирико-теоретический пассаж о самом содержании этого явления.
Еще лет десять—пятнадцать назад словосочетание “толстые литературные журналы в сети” могло восприниматься как оксюморон. Как сочетание самых продвинутых сегодня информационных технологий и, соответственно им, стиля и форм интеллектуального общения с одной из самых “архаичных” институций литературы — толстых литературных журналов, возникших на рубеже XVIII—XIX столетий. Вещи вроде бы несовместные. Но это если не учитывать той функции, которую обрели толстые журналы в России, — функции пространства, в котором “выбраживает” завтрашнее, эстетическое и интеллектуальное, состояние нашей литературы. Именно журналы занимаются поиском новых авторов, новых стилистик, новых идей. Публикация в толстом журнале “с традициями” для литератора — это еще и акт квалификационный.
Естественно, что появление литературного Интернета, где каждый, независимо от своих способностей, получает возможность стать и творцом, и издателем, каждый мгновенно наделяется потенциально безбрежной аудиторией, — это реальная угроза тому, на чем, собственно, всегда держалась литература, да и искусство вообще. Ибо искусство по природе своей — явление отнюдь не демократичное. Развитие его немыслимо без жесткой иерархии эстетических ценностей. А Интернет по природе своей как бы отвергает какие-либо иерархии, Интернет — пространство сверх-демократическое.
И тем не менее журналы решились выставляться в сети, то есть стать фактом сетевой литературы, и сделали это в самом начале истории русского Интернета. Более того, они перенесли в сеть, практически без изменений, свою структуру, свой уровень культуры. И теперь, по прошествии лет, можно сказать, что они не воспринимались и не воспринимаются некой окаменелостью из времени. Сегодня толстые литературные журналы — органичная составляющая русского литературного Интернета. Они продолжают в Сети выполнять те же функции, которые выполняли в “офлайновом пространстве” на протяжении последних двух веков.
Ну а теперь о тех, кто этим занимается.
Все сказанное выше можно считать еще и формулировкой концепции первого журнального проекта в сети, которым стал “Журнальный зал” на сайте “Агама”. Куратор — Сергей Костырко (менеджер — с самого начала проекта — Татьяна Тихонова). ЖЗ открылся в марте 1996 года как своеобразная интернет-федерация нескольких толстых литературных журналов, договорившихся выставляться в Сети вместе. “Стратегические” вопросы развития сайта, в частности, состав ЖЗ, определяет Совет “Журнального зала”, состоящий из главных редакторов восьми журналов, основавших ЖЗ, и ведущих проекта.
В настоящее время проект поддерживается ресурсом “Русского журнала”. Свои страницы в ЖЗ имеют журналы “Арион”, “Дружба народов”, “Знамя”, “Иностранная литература”, “НЛО”, “Новая Юность”, “Новый мир”, “Октябрь”, “Волга”, “Урал”, “Сибирские огни”, “Зеркало”, “Иерусалимский журнал”, “Зарубежные записки”, “Крещатик” и другие. В ЖЗ сейчас выставляется тридцать журналов, материалы еще восьми журналов, в разное время выставлявшиеся в ЖЗ, доступны в разделе ЖЗ “Архив”.
Концепция сайта определилась в первые же годы его работы: представление феномена русской толстожурнальной литературы в сегодняшнем ее состоянии как явления прежде всего эстетического. Концепция эта — пишу это уже как куратор проекта — формировалась естественным образом, то есть вслед за изменением самой ситуации с положением литературы в сегодняшней России. В частности, с отменой идеологической и эстетической цензуры наша литература перестала быть еще и заменой для русского читателя свободной политической, общественной и религиозной жизни. Формула “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” утрачивает свою актуальность. Поэт нам интересен сегодня именно как поэт. И больше ничем. Ну а для выражения гражданского темперамента есть худо-бедно, но — политические партии, общественные движения, есть реальная свобода для публициста (политический спектр сегодняшних изданий широк как никогда, наверное, в России). Плюс — нынешнее всероссийское интернет-толковище, в котором граница между рассуждением и непосредственным действием — общественным и политическим в том числе — становится все более и более условной. Литературе осталась ее функция художественного исследования жизни. Не больше. Но и не меньше.
Это отнюдь не означает, что художнику противопоказана публицистичность, острота политической и общественной мысли. Нет, разумеется, но мысль писателя в тексте его проверяется (испытывается на истинность) художественной убедительностью представленной картины. И эта проверка, на мой взгляд, самая суровая, ибо бытовое, сегодняшнее, в художественном тексте каждый раз соотносится с бытийным (потому, собственно, он и художественный).
И отсутствие в составе ЖЗ некоторых популярных изданий вызвано не только запретом на страницах ЖЗ пропаганды насилия, войны, расового и национального неравенства, но и вот этого соответствия или несоответствия, с нашей точки зрения, установок литературно-художественных изданий сегодняшним задачам литературы.
И еще одна проблема, более частная, с которой столкнулись мы, работая с “Журнальным залом”, — издательская свобода сделала возможным появление огромного количества новых изданий. Это раньше, скажем, учреждение журнала “Юность” или “Литературное обозрение” решалось на уровне ЦК КПСС, сегодня же любая литературная компания при желании (и наличии средств) может обзавестись своим периодическим изданием. И список журналов, которые возникали в последние полтора десятилетия, часто с громкими амбициозными декларациями, и заканчивали (физически или “литературно”) на втором—третьем номере, был бы достаточно значительным. Плюс амбиции муниципальные и губернские, породившие массу региональных изданий очень сомнительного уровня. Ну и наконец, появились толстые журналы, публикация в которых уже не зависит практически от литературного уровня текста — рукописи туда нужно посылать, приложив чек, оплачивающий публикацию. То есть мы имеем дело с изданием текстов за свой счет, но с использованием толстожурнального бренда. Разумеется, там могут оказаться и вполне достойные тексты, но к собственно журнальной культуре такие издания отношения не имеют. И соответственно, одной из важнейших задач ЖЗ, как и родственных ему (см. ниже) сайтов, является задача структурирования не только литературного пространства, но и — уже — толстожурнального.
Примерно ту же работу, что и ЖЗ, но по-своему, делал появившийся в сети в 1997 году сайт “Вавилон” (http://www.vavilon.ru/). Куратор Дмитрий Кузьмин. Этот сайт ориентировался на представление молодой и “альтернативной” (по отношению к мейнстримовской) литературы — здесь были представлены журналы и альманахи “Авторник”, “Вавилон”, “Митин журнал”, “Постскриптум”, “РИСК”, “Соло”, “Urbi”, “Черновик”. В настоящее время журнальная страница сайта практически не обновляется, но остается доступным архив этих журналов за 90-е годы.
В 2002 году на сайте “Русское поле” открылось небольшое собрание журналов (нынешний адрес: http://www.hrono.ru/proekty/index.php), где представлялись журналы “Подъем”, “Роман-газета”, “Сибирские огни”, “Слово”, “Вестник МСПС”, “Полдень”, “Бельские просторы”, “Русская жизнь”.
Ну а в 2008 году заработал “Читальный зал” (http://www.reading-hall.ru/). Куратор — Евгений Степанов. Представлены журналы “Акт”, “День и ночь”, “Дети Ра”, “Журнал ПОэтов”, “Зинзивер”, “Знание — сила. Фантастика”, “Иные берега”, “Ковчег”, “Кольцо А”, “Комментарии”, “Контрабанда”, “Крещатик”, “LiteraruS”, “Литературная учеба”, “Московский вестник”, “Российский колокол”, “Современная поэзия”, “Стых”, “Футурум АРТ”. Здесь опора прежде всего на новые журналы.
С 2009 года в сети работает еще один журнальный сайт (“евразийский журнальный портал”) — “Мегалит” (http://www.promegalit.ru/index.php). Куратор — Александр Петрушкин. “Мегалит” составили журналы “Альтернатива”, “Новая реальность”, “Урал-транзит”, “День и ночь”, “Василиск”, “11:33”, “Знаки”, “Ликбез”, “Бельские просторы”, “Премия П”, “Ышшо Одын”, “Зинзивер”, “Контрабанда”, “Запасник”, “Черновик”, “Трамвай”, “ЛИТЕРА_DNEPR”, “Арт-шум”. Здесь же представлены книги авторов из круга этих журналов (как, кстати, и в “Читальном зале”), а также деятельность литературных клубов и объединений (уральских, сибирских и т. д.) “Виноград”, “Капитан ЛебядкинЪ”, “Подводная лодка”, “ЛитоСфера”, “Литературная мансарда”, “Светунец” и др.
Часть журналов, представленных на этих журнальных ресурсах, имеет также собственные сайты в сети, скажем, есть персональные сайты журналов “Арион” (http://www.arion.ru/), “Бельские просторы” (http://www.bp01.ru/), “Крещатик” (http://www.kreschatik.nm.ru/), “Новый мир” (http://www.nm1925.ru/) и некоторых других.
Довольно большое количество журналов, не имеющих своих страниц на журнальных сайтах, представлены в сети собственными сайтами. Скажем, на сайте “Литературная карта России” представлен журнал “Воздух” (http://www.litkarta.ru/projects/vozdukh/). Персональные сайты в сети имеют журналы “Север” (http://sever-journal.ru/), “Наш современник” (http://www.nash-sovremennik.ru), “Москва” (http://www.moskvam.ru/), “Юность” (http://www.unost.org/), “Если” (http://esli.ru/) и другие. (Для удобства в поиске вот таких отдельных журнальных сайтов рекомендую специально открытый для этого на “Журнальном зале” раздел “Литературно-художественные журналы в Интернете”.)
Список журналов, которые здесь выложены, может показаться очень даже представительным. Но он далеко не охватывает все реальное толстожурнальное пространство русской литературы. По приблизительным подсчетам, в России и за рубежом выходит сейчас не менее двухсот периодических изданий, которые выполняют функции толстого литературного журнала. А это значит, что работа по освоению сети литературными журналами еще не закончена.
Сергей Костырко