Опубликовано в журнале Знамя, номер 11, 2007
Фестиваль проводится ежегодно, в сентябре. Организаторы — журнал “Современная поэзия” (Москва) и Дом-музей Волошина (Коктебель) при поддержке Союза российских писателей и журнала “Шо” (Киев).
Из мероприятия скорее сетевого за пять лет Волошинский фестиваль превратился в одно из самых “размашистых” литературных действ года. Напомню, что ранее на страничке http://www.poezia.ru/voloshin.php располагался Волошинский конкурс журнала, который теперь называется “Современная поэзия” (б. “Сетевая поэзия”), и поездка на фестиваль была премией победителям. Фестиваль стал самостоятельным явлением отчасти благодаря энергии и инициативе его бессменного куратора Андрея Коровина, сумевшего привлечь к фестивальной программе “толстые” журналы, литературных мэтров, организовать “мастер-классы” и проч. Отчасти — за счет самой ауры, гения места.
Немного насчет ауры. В советское время Волошин был для “культурного” советского человека составной частью бонтонного набора наряду с Чюрленисом, “Мастером и Маргаритой” и, возможно, Грином — что-то разрешенное, но с “несоветским душком”. Как результат — восторги и придыхания, неизбежно превратившие образ этого сложного и неоднозначного человека и поэта (какой яркий поэт бывает несложным и однозначным?) в попсовую деталь туристической индустрии. И по печальной иронии именно “волошинская” аура и собственно волошинские строки, воспевающие романтическую “Киммерию”, превратили Коктебель сначала в коктебельский миф и, наконец, в то, чем он является сейчас — сплошной туристский аттракцион, где на набережной не протолкнуться, сувенирные киоски и чудовищная музыка на каждом шагу, а цены в грязноватых кафешках — по меньшей мере московские. (Я не говорю сейчас о практически бескорыстном труде сотрудников Дома-музея Волошина — действительно замечательного).
Все это неизбежно наложило отпечаток и на фестиваль — с одной стороны, выступления крупнейших наших поэтов: чем дальше, тем ярче звездный состав фестиваля. С другой — те же поэты, выступая, вынуждены были перекрикивать шум и звяканье посуды в кафе “Богема”, где проходили литературные вечера. С одной стороны — мастер-классы Алексея Цветкова, Ольги Ермолаевой и Светланы Василенко (в номинациях фестиваля не только поэзия, но и проза, и публицистика); с другой — карнавального духа мероприятия вроде заплыва поэтов на приз журнала “Октябрь” (публикация трех стихотворений, распечатку которых плывущий поэт обязан иметь при себе — дальнейшее можете вообразить сами). Что характерно, поэтов в этом заплыве обогнал художник Александр Алексеев — именно ему досталась честь оформить одну из страниц обложки “Октября” (в данном случае справедливо утверждение “все, что ни делается, к лучшему”). С одной стороны — веселые компании, сдвигающие столики в кафе “Гурман” и “Богема”. С другой — пресловутое одиночество в толпе, на которое жаловались многие.
Все это неизбежно следует из самого┬ “курортного”, “отпускного” духа фестиваля (для организаторов — работа, и тяжелая, для остальных — все-таки отпуск, море и солнце). И еще — по-моему, фестиваль достиг того опасного пика, который неизбежно постигает удачные мероприятия: каждый год число участников растет, принимать участие в этом фестивале стало престижно (а для начинающих авторов это еще и шанс по итогам мастер-классов опубликоваться в “толстых” журналах). Еще немного — чуть больше людей, чуть больше имен, чуть плотнее программа — и фестиваль перестанет быть единым целым, начнет распадаться на сколько-то независимых мероприятий, что, кажется, уже происходит. И, конечно, появятся недовольные и обиженные — мало дали почитать, плохо слушали, поставили в непрестижную программу. Вообще не позвали.
В этом году участников ожидало несколько сюрпризов. Во-первых, это двухчасовой парный вечер Саши Соколова и Владимира Алейникова (как ни относись к мэтрам, читавшим старые тексты, — а все ж мэтры: когда еще выпадет возможность увидеть и послушать живую легенду!). Во-вторых, “Культурная инициатива” устроила выездные “Полюса” поэтов, ставших звездами прошлого литературного сезона, в чем-то похожих и в то же время очень разных Бориса Херсонского и Федора Сваровского. В третьих, это концерт актрисы театра Елены Камбуровой Елены Фроловой, исполнявшей песни на тексты поэтов Серебряного Века (лично я к подобным действам отношусь резко отрицательно независимо от таланта и усердия исполнителя, полагая навязывание собственного ритма и пафоса чужим поэтическим текстам по меньшей мере самонадеянностью, но это, возможно, мой личный снобизм — людям, вроде, нравилось).
И все же самое главное — фестиваль растет. И за счет масштаба и уровня участников (это, повторю, один из немногих фестивалей, активно привлекающих к сотрудничеству “толстые” журналы), и за счет предшествующего фестивалю Волошинского конкурса, в жюри которого в разные годы побывали Андрей Василевский, Сергей Чупринин, Юрий Кублановский, Ольга Ермолаева, Ирина Барметова, Александр Кабанов, Вадим Месяц, Светлана Василенко, Александр Иличевский — а значит, и за счет уровня победителей…
Теперь, наверное, самое время их назвать: это Аркадий Штыпель, Людмила Херсонская, Елена Лапшина (поэтические номинации), Борис Херсонский (критика и публицистика), Владимир Захаров, Вячеслав Харченко, Валерий Рощенко (проза). Среди дипломантов этого года — Наталья Ключарева, Мария Ватутина (в двух номинациях!), Наталья Бельченко, Сергей Бирюков, Галина Ермошина и другие, всего числом тридцать — чтобы никого не обижать, просто кину ссылку на полный список: http://www.poezia.ru/voloshin.php:…
Неплохой результат, верно?
М.Г.