Опубликовано в журнале Знамя, номер 7, 2003
Две книги о тайне
Петербурга и Достоевского
С.В. Белов. Петербург Достоевского. Научное издание. — СПб. Алетейя, 2002; С.В. Белов. Энциклопедический словарь “Ф.М. Достоевский и его окружение”. Т. 1—2. — СПб. Алетейя, 2001 (Российская Национальная Библиотека).
С интервалом в девять месяцев одно из самых культурных петербургских издательств “Алетейя” выпустило к 300-летию Санкт-Петербурга две книги известного у нас в стране и за рубежом исследователя творчества Достоевского, профессора и писателя Сергея Владимировича Белова: Энциклопедический словарь “Ф.М. Достоевский и его окружение” и “Петербург Достоевского”.
Вот уже 40 лет С.В. Белов водит всех желающих по Петербургу Достоевского. Я сам был несколько раз на этой интереснейшей экскурсии. Знаю, что С.В. Белов показывал Петербург Достоевского Генриху Беллю, Д.С. Лихачеву, Андрею Тарковскому, Геннадию Бортникову, Джону Ле Карре и тысячам желающих приобщиться к гению великого русского писателя.
И вот теперь С.В. Белов обобщил свой многолетний опыт по изучению Петербурга Достоевского и выпустил под одноименным названием книгу в издательстве “Алетейя”. Были ли предшественники у С.В. Белова? Были. В 1923 году Н.П. Анциферов выпустил книгу под заглавием “Петербург Достоевского”. Это были лишь первые шаги в разработке большой и серьезной темы. В 1970 и 1972 годах выходит книга Е.П. Саруханян “Достоевский в Петербурге”. Но, отдавая должное Е.П. Саруханян, скажем все же, что книгу писала не литературовед, да и портит впечатление от книги вульгарный социологизм, присущий, к сожалению, тогда многим нашим трудам.
Книга С.В. Белова, созданная на основе исследований предшественников и многолетних личных исследований и поисков, представляет собой монографический труд, всесторонне раскрывающий эту важную тему в нашем литературоведении. Достаточно посмотреть лишь оглавление книги “Петербург Достоевского”, чтобы понять широту и глубину охвата темы С.В. Беловым: “Душа Петербурга Достоевского”, “Петербургские адреса Достоевского”, “Петербургские “жилища” героев Достоевского”, “Опыт петербургского чтения “Преступления и наказания”, “Петербургские аномалии-символы у Достоевского”, “Пешеходная экскурсия по Петербургу Достоевского”.
Совершенно справедливо считает С.В. Белов, когда анализирует Петербург Достоевского в “Преступлении и наказании”, что самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя, а Петербург Достоевского — это некий символ, незримо связанный с действующими лицами. Автор постоянно подводит нас к мысли, что душа Петербурга — душа Раскольникова, в ней то же величие и тот же холод, герой “Преступления и наказания” “дивился… своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывал разгадку его”. Весь роман “Преступление и наказание” посвящен разгадке тайны Раскольникова — Петербурга — России. Да и все творчество Достоевского невозможно понять, не разгадав тайну Петербурга.
Подробнее мне хочется остановиться на таком важном издании С.В. Белова, как двухтомный Энциклопедический словарь “Ф.М. Достоевский и его окружение”.
В недавно вышедшем биографическом словаре “Русские писатели 1800—1917” перечень авторов статей содержит свыше ста фамилий, да и вообще, в большинстве энциклопедий можно найти длинный список авторов издания: крупных ученых и специалистов. Но весь авторский коллектив двухтомного энциклопедического словаря “Ф.М. Достоевский и его окружение” состоит всего из одного человека, при том что объем двухтомника — 120 авторских листов!
Белов потратил почти сорок лет, чтобы завершить этот огромный труд, который, несомненно, необходим всем изучающим историю русской культуры, и будет востребован не только в России, но и во всем мире, где Достоевского почитают как одного из самых великих русских писателей.
Авторский, личностный характер работы ощущается постоянно; при всей ее научной основательности и объективности в ней нет академической сухости, каждая статья читается как увлекательная новелла о человеке, так или иначе связанном с биографией Достоевского. Охват необычайно широк: наряду с близкими людьми, друзьями и просто знакомыми в Энциклопедическом словаре “Ф.М. Достоевский и его окружение” представлены и те, встречи которых с писателем лишь предположительны (например, Добролюбов, Писарев, Айвазовский и т.д.). Мне представляется это абсолютно справедливым, так как энциклопедии и должна быть присуща максимальная полнота.
В словаре примерно три тысячи имен, причем многие имена впервые включаются в окружение Достоевского. Укажу прежде всего список каторжников Омского острога 1852—1853 годов, который С.В. Белову удалось найти в Российском Государственном военно-историческом архиве, или список чиновников Семипалатинска, найденный ученым в Российском Государственном историческом архиве.
Необходимые цитаты из статей, мемуаров, писем авторы и составители энциклопедических словарей обычно сводят к нескольким строкам из контекста, а затем отсылают читателя к первоисточнику. С.В. Белов же включил документы и воспоминания целиком, таким образом сразу удовлетворяя наш интерес и пополняя наши знания о предмете. И потому новый труд ученого — еще и книга для чтения, книга для тех, кто не равнодушен к русскому гению. Приведу лишь один пример. Статья об оптинском старце Амвросии, с которым Достоевский встречался в 1878 году, читается как роман и достойна отдельной публикации. А таких статей в словаре сотни.
Составляя свой словарь, Сергей Белов проделал грандиозную исследовательскую работу, разыскивая и комментируя сокрытые до сих пор временем обстоятельства, факты, даты, адреса, впервые вводя новые данные в литературный и научный обиход. Трудно даже вообразить себе, какое количество книг, газет, журналов, рукописей, архивных материалов, какого объема мемуарное, эпистолярное и иконографическое наследие следовало осмыслить и оценить, чтобы снова и снова вылавливать очередную иголку в стоге сена. Вот лишь два примера. С.В. Белов впервые установил, что мемуары “Из воспоминаний о Федоре Михайловиче Достоевском”, напечатанные в “Петербургском листке” 31 января 1881 года и подписанные И. Ар-ев, принадлежат журналисту и мемуаристу Илье Александровичу Арсеньеву, а единственная фотография вдовы А.К. Толстого С.А. Толстой, которую боготворил в последние годы жизни Достоевский, помещена в первом номере журнала “Беседа” за 1904 год.
Мне хотелось особо обратить внимание на два момента. С.В. Белов справедливо считает, что Достоевский ушел на каторгу революционером и атеистом, а вернулся монархистом и христианином. И именно с этих позиций ученый оценивает взаимоотношения Достоевского с Герценом, Тургеневым, Чернышевским, Зайцевым и многими другими деятелями, близкими к революционно-демократическим кругам. Второй момент — этический. Через весь словарь проходит пушкинская мысль, что “гений и злодейство две вещи несовместные”, и это относится прежде всего к большой статье о философе и критике Н.Н. Страхове, клеветнически приписавшем преступление Свидригайлова и Ставрогина, т.е. растление малолетней, самому Достоевскому.
Конечно, можно найти в Энциклопедическом словаре “Ф.М. Достоевский и его окружение” пропуски, ошибки и неточности: часто не указываются чины и звания лиц, пропущены имена священнослужителей, венчавших 15 февраля 1867 года Достоевского и А.Г. Сниткину, не всегда составитель пользуется “Адрес-календарем. Общей росписью начальствующих и прочих должностных лиц… в Российской империи”, фамилия девочки Марфы — Елисеева, полное издание Дневника Николая Японского вышло на русском языке в Саппоро в 1994 году и т.д. Но в любой энциклопедии можно найти ошибки, пробелы и неточности.
Разумеется, они не влияют на общую оценку замечательного труда С.В. Белова. (Отмечу также, что словарь украшают важнейшие указатели: произведений Достоевского, хронологическо-географический. Предметный и указатель имен.) Выпуск уникального Энциклопедического словаря “Ф.М. Достоевский и его окружение” Сергея Белова — неоценимая заслуга Российской Национальной Библиотеки и издательства “Алетейя”. Средства Федеральной программы книгоиздания России, в рамках которой выпущен словарь, нашли достойное применение.
Е.Б. Белодубровский,
Санкт-Петербург