незнакомый журнал
Опубликовано в журнале Знамя, номер 2, 1999
незнакомый журнал Уходим под воду…
“Подводная лодка”
На вопрос “Почему ваш журнал так называется?” сотрудник редакции захихикал в трубку и произнес: “А папа с мамой назвали”. Ответ средненький, но название любопытное. Научно-популярный журнал о компьютерах “Подводная лодка”. Психологическое название… тут и таинственность, и подвижность, и сопричастность, и немного истинного мужского милитаризма, и душок некой избранности. Как это у Пелевина — “семь лет в стальном гробу”? А вообще-то — возрадуемся! Ведь это первый журнал с претензией на наследство общества “Знание”, но названный весело и остроумно. Не что-то затхлое, вроде “Жизнь и наука”, “Жизнь и химия”, “Жизнь и компьютер”, а весело, как “Забриски Rider”, “Connect!” и “Конец эпохи”. Может быть, отказ от нафталина в названии — это и есть маркер новой эпохи? Психологи считают, что ключевой момент при смене пола — это момент, когда пациент начинает надевать “другую” одежду.
Итак, “Подводная лодка”. Журнал на первый же взгляд необычный. Описывать оформление словами — занятие вредное для здоровья, но достаточно сказать, что журнал отказался от белых полей: каждая статья находится в ненавязчивой и забавной картиночной рамке. Первые полчаса это раздражает. В целом оформление — на взгляд ортодокса—читателя научпопа — несколько суматошное. Но забавное.
Открыть балластные цистерны! Погружение! В каждом номере до оглавления — полоса имиджевой рекламы фирмы “Формоза” — создателя журнала, полоса некоего “слова к читателю”, подписанного Capt (имеется в виду капитан) и две полосы “слова к читателю” (с картинкой) какого-нибудь великого человека. Спасибо, что профессора или супердилера, а не хилера и киллера; но эти “слова” все равно малосодержательны. Впрочем, “колонка редактора” в некоторых новых изданиях — апогей бессодержательности! Но это — бледная тень речей на съездах…
Быстренько проныриваем глубже. Реклама в журнале почти исключительно полосная. Плюс картинки на разворот — вместе это производит впечатление наличия денег и некоторой разухабистости. (Чтобы ввести поправку на старческое брюзжание рецензента — щелкните мышкой в изображение дедушки.) Главных рубрик в журнале пять.
Первая из них — “Плоды учености”. Название с претензией, а содержание — это ж плоды учености — разнообразное. Немного о рынке, немного о выставках, немного о морали, что-то философское… Иногда интересно, иногда не очень. Впрочем, всегда популярно. Обидно, что наиболее доступен для непрофессионала наименее интересный для него раздел. Впрочем, в этом, может быть, и есть некоторая сермяжная правда — в термине “научно-популярный” действительно имеется внутренняя противоречивость; любой серьезный ученый вам это объяснит. И лучше всего, если внутренняя противоречивость объясняется читателю, а не превращается в вытаскивание кролика за уши из цилиндра.
“Машинное отделение” — о компьютерном и околокомпьютерном оборудовании. При наличии хорошего технического некомпьютерного образования читать большинство этих статей можно. Но зачем? Научно-популярная статья должна описывать существенно более общие вещи, повествовать о более общих вопросах. Эти же статьи полезны, скорее всего, человеку, работающему в компьютерной области, но желающему сделать что-то для себя новое, причем с пониманием. “Сделать” — поэтому статьи детальны, “с пониманием” — поэтому они не являются чистой рекламой.
Рубрика “Soft”. Диагноз почти тот же. Правда, отдельные научно-популярные статьи (или научно-популярные абзацы) попадаются. Но большинство статей предназначено (не знаю, авторами ли, но уж точно — жизнью) для так называемого продвинутого пользователя. Но это не я и, скорее всего, не вы.
Рубрика “Виртуальные миры”. В основном это очевидно полезные по существу и вдобавок приятные по стилю описания возможностей Интернета и некоторое незначительное количество материалов для “продвинутого”. Попадаются в этой рубрике и статьи, которые действительно можно назвать научно-популярными. Это попытки провести анализ культуры сети; пока лишь попытки, но уже довольно интересные.
Рубрика “Хроники мастерства”. Это — статьи об истории техники, причем не только компьютерной. И это — единственное место в журнале, где упоминаются подводные лодки. Если нас вообще интересует история техники, если при взгляде на “Рейнметалл” или магнитофонную приставку МП-1 вы испытываете что-то кроме тоски и недоумения (об экстрасистоле уж помолчим) — весьма рекомендую.
“Малые” рубрики: “Тащилка” — это то, что раньше в журналах называлось “юмор”, “Герой золотого сечения” — рассказы о компаниях и “Компьютер и…” — мнения о компьютерах и их использовании представителей различных профессий. Юмор, признаться, средний. Особенно на фоне имеющихся в Сети материалов этого класса. Правда, в некоторых случаях журнал публикует юмор с некоторым философским подтекстом — но ведь и таких материалов хватает. Рассказы о компаниях носят формальный характер. А жаль! Это же золотая жила… Многие компании — это оригинальная структура, система приоритетов, фирменная культура. Конечно, на одном развороте не очень-то развернешься, но хоть попробовать стоило. Рубрика “Компьютер и…” — не более чем забавная игрушка; впрочем, она бы лучше смотрелась между “Машинным отделением” и “Soft’ом”, а то у журнала получается тяжелый перед и уж очень диссонирующий с ним легкий хвост.
Из мелочей можно отметить — навязчивое повторение эмблемы журнала в уголках страниц, забавный вариант использования для украшения номера высказываний великих людей (в каждом номере — кого-то одного), удобный для чтения набор.
В целом журнал производит впечатление винегрета — трудно назвать овощ, которого в нем нет. Случайно ли это? Винегретный (по темам, по стилю или по тому и по другому) журнал в принципе может иметь более широкий рынок — ибо большее количество читателей найдет в нем что-либо для себя и себе по вкусу. Но тогда он должен быть дешевым… а необычно низкая цена выглядит подозрительно, да и кто захочет таскать полукилограммовый журнал из-за пары заметок? Впрочем, если он распространяется не в розницу, а по подписке или вообще как корпоративный, эти возражения отпадают. Розничный же журнал должен быть съедобен для каждого своего читателя целиком, значит — он должен быть “узкополосен” и по темам, и по стилю. Это означает относительно малый тираж, а розница этого не приемлет.
Эволюция научно-популярных журналов — важная и интересная часть общей эволюции общества. Каждый журнал выживает по-своему, и наблюдать это вполне поучительно. Не менее интересно смотреть, как возникают новые журналы.
Сейчас некоторые граждане, поддерживая старую российскую традицию жаловаться и кряхтеть, любят с умным видом цитировать в разговорах — разумеется, “восточное” — проклятие: “чтоб тебе жить в интересное время”. Да, чтоб нам жить в интересное время! А те, кто хочет пахать одной и той же сохой тысячу лет, — милости просим в древний Китай.
И с научно-популярными журналами там проблем не было.
Леонид Ашкинази