Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 5, 2024
«Поэт не может умереть…»
Книга воспоминаний о Тамаре Жирмунской
М.: «Вест-Консалтинг», 2024
В издательстве «Вест-Консалтинг» вышла книга воспоминаний о поэте-шестидесятнике Тамаре Жирмунской «Поэт не может умереть…». В первом разделе книги представлены теплые воспоминания и стихотворные посвящения от близких друзей и родственников поэта. С особой нежностью и с горячей любовью написано воспоминание-обращение Сандры Павловны Мясниковой, дочери Тамары Жирмунской:
«Надо признаться, что мы с мамой практически всегда понимали друг друга с полуслова. И ни одной ссоры за долгую жизнь у нас не было. «Ты — моя часть, — иногда говорила мама, — какие между нами могут быть недопонимания?»»
Светлана Астрикова (Макаренко) пишет:
«Тамара Александровна Жирмунская вошла в мою жизнь внезапно. Взволновала и окрылила стихами, изумила отточенностью стиля, ритмом строфы, всей скрытой, артистической сутью своего Дара, высокого и простого во своей человечности и теплоте, полноте и щедрости…»
Некоторые воспоминания о Тамаре Жирмунской связаны с местом ее учебы — Литературным институтом имени А. М. Горького. Читая ряд подобных мемуаров, мы погружаемся в исторический контекст той эпохи, эпохи 50-х, под несколько новым углом смотрим, как на сам институт того времени, так и на авторов, что в дальнейшем стали классиками советской литературы, одним из таких классиков является Юрий Павлович Казаков.
Весьма любопытны не только биографические сведения о Тамаре Жирмунской, но и тонкости ее литературного вкуса, ее работы в качестве редактора поэтического текста.
Вот что об этом пишет Алла Петровна Дронова:
«Я собрала свои напечатанные на машинке стихи в книжицу и показала их Тамаре Александровне, она взяла стихи с собой, дома прочитала, сделав на полях заметки карандашом. В качестве примера приведу стихотворение «Знакомство»:
Его слова. Ее слова.
Без них нельзя, наверное.
Пока не кружит голова —
Знакомство. Встреча первая.
Он и она. Сугроб. Лыжня.
Поляна индевелая…
Тамара Александровна предложила поправить третью строку так: «И закружилась голова». А шестую отредактировала: «Леса заиндевелые…». При этом она одобрила стихотворение в целом: «В этих стихах хороша интонация, оригинален ритмический рисунок. Но в конце хочется не повтора, а нового качества»».
Показались очень важными слова Игоря Волгина о запоминаемости поэтического образа в стихотворении Тамары Жирмунской:
«За озеро два солнца катятся,
И над закатною водой
Проходит академик Капица,
по силуэту молодой.
Здесь выразительна не только типично шестидесятническая (условно говоря, евтушенковская) рифма: «катятся — Капица». Здесь возникает совершенно замечательный образ: «по силуэту молодой». Эти строки запоминаются сходу — я нередко привожу их в пример начинающим авторам».
В разделе «Эссе и интервью», помимо, собственно, самих эссе и интервью, представлены письма и телеграммы Юрия Казакова, переписка Тамары Жирмунской с поэтом Татьяной Бек, мемуары Евгения Степанова.
Много внимания в книге уделено священнику о. Александру Меню. Он был духовным отцом Тамары Жирмунской, оказал огромное влияние на ее жизнь. В третьем разделе книги «Три встречи» ему посвящен целый стихотворный цикл — «Стихи об отце Александре Мене».
Одно из стихотворений цикла:
А. В. Меню
Боясь себя,
я приоткрыла дверь.
За нею оказалась анфилада
террас? Сквозных пространств?
Поди, проверь.
Быть может, смертным
имя знать не надо.
Встречавший
Торопить меня не стал,
он впереди пошел
и страх мой — убыл.
И надо всем божественно сиял
Вселенской церкви
необъятный купол.
Данная книга очень насыщенна, она может быть интересна не только почитателям таланта Тамары Жирмунской, но и всем, кто интересуется историей литературного процесса, кому небезразличны судьбы таких значимых авторов и духовных деятелей, как Юрий Казаков, священник о. Александр Мень, Татьяна Бек и др.