Статья
Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 1, 2023
Когда в конце прошлого года в Центральном Доме литераторов в Москве проходила презентация альманаха «День поэзии», то в кулуарах мы разговорились с одним из его авторов, довольно известным литературным критиком. Он, зная, что я из Ростова-на-Дону, просил непременно передать при личной встрече привет Эмилю Сокольскому. Увы, этому не случилось быть.
Мы с Эмилем разминулись — в последних числах декабря его уже не было в Донской публичной библиотеке (ДГПБ), где как раз проходило торжество по случаю вручения различных наград работникам культуры Ростовской области, в том числе и вашему покорному слуге как победителю литературного конкурса в честь А. В. Калинина, автора знаменитого «Цыгана».
Обычно при каждом посещении ДГПБ мы встречались с Эмилем Сокольским и по поводу, и без оного, чтобы хотя бы просто обменяться новостями. Так и вижу его в отделе краеведения — быстрого в движениях, улыбчивого, многоначитанного и знающего толк в хороших книгах, весьма сведущего в современном литературном процессе.
Эмиль, вероятно, уже был в очередном отъезде — давно собирался на Вологодчину, на Русский Север, где глубокие снега, деревни да храмы, лесные красоты… Я еще тогда подумал: увидимся в новом году.
Не стало же Виктора Храмова, избравшего себе литературный псевдоним — Эмиль Сокольский, как раз на новый 2022-й год там, в заснеженном краю, вдалеке от Ростова, от донских мест, которые, кстати, он также изъездил, бывая в самых разных уголках области и описывая свои поездки в многочисленных публикациях. А псевдоним, по словам Виктора, появился у него в память об одном замечательном музыканте, что стал для него дорог и близок как душевно щедрый человек.
Храмову исполнилось 57 лет, но всем окружающим да и ему самому такой возраст не казался располагающим к более спокойному восприятию действительности, чем по молодости. Виктор никак не менялся с годами, был творчески неисчерпаем. Коренной ростовчанин, образовывался на геолого-географическом факультете Ростовского университета. Работу в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки выбрал раз и на всю жизнь.
Круг интересов был обширен — музыка, история, живопись, православие… В свое время вел на радио цикл музыкальных передач. Как сотрудник отдела краеведения расширял свои профессиональные знания, и это нашло отражение в разнообразном творчестве. Виктор Храмов — автор ряда серьезных и в то же время лирично написанных работ как очеркового плана, так и в книжном формате. Желающие легко могут с ними ознакомиться, зайдя на сайт ДГПБ.
Я же поделюсь своим восприятием того, что успел сделать в литературе Эмиль Сокольский. А успел он без преувеличения немало, в первую очередь, даже количественно. Существует целый массив им написанного и опубликованного: рецензии, статьи, эссе о современных отечественных авторах. С его уходом многое потеряно.
Мне как главному редактору журнала «Дон» Эмиль Сокольский стал известен по публикации, кажется, в газете «Литературная Россия», в подписи обратило внимание указание на Ростов. Я разыскал Эмиля, и вскоре он стал сотрудничать с нашей редакцией, тем не менее не оставляя основную работу в библиотеке.
Время — как и всегда за последние три десятка лет — для журнала было непростое. Требовалось выживать. Перед этим прежний главред, а следом и те, кто не столько любил журнал «Дон», сколько себя в нем, оставили редакцию, посчитав Фадеевское и Шолоховское издание тонущим кораблем. Я же вот держу в руках один из номеров за 2004 год, где в выходных данных литературным редактором указан Виктор Храмов.
Новоиспеченный сотрудник без отрыва от работы в библиотеке, жертвуя свободным временем, редактировал и готовил к печати рукописи, предлагал новых авторов, благо у него уже были налажены определенные связи в этом смысле, публиковал на «донских» страницах и свои материалы. В дальнейшем, когда Виктор сосредоточился на соцсетях, куда стала переходить литературная жизнь, журнальный опыт, конечно, ему пригодился. При этом единственным местом постоянной работы был отдел краеведения.
Главное, что Виктор Храмов, уже как Эмиль Сокольский, смог определить для себя уровень «творений» возрастающего числа местных письменников при членских билетах союзов писателей и сравнить его с книгами тех, кто по-настоящему талантлив и известен не в пределах надуманных организаций. Это было не просто. Его пытались привлечь на свою сторону дельцы от литературы, знали, что он может по-редакторски привести их поделки хотя бы в божеский вид.
Случалось всякое. Однажды его упросили быть редактором затеянной теми самыми членами СП газеты, издаваемой дотоле хуже некуда. Хватало и ляпов, и ошибок, и опечаток. Дело до суда доходило. А что получилось — очередной номер за подписью нового редактора вышел, но те, кому надо, изготовили его по-старому, то бишь тяп-ляп. Эмиль Сокольский понял, куда его втянули. Ушел. Но зато отвел душу, написав и напечатав хлесткий разбор графоманских опусов так называемых писателей.
Хочу сказать, что Эмиль способен был увлечься и порой отойти от истины. Только единожды после ухода из «Дона» он попробовал печатно засомневаться в качестве журнальных публикаций. И мне пришлось также печатно ответить ему. На этом инцидент был исчерпан. Вот подход к своему творчеству честного и талантливого человека!
Счастье Эмиля Сокольского, что, не связывая себя в дальнейшем с теми, кто в силу обстоятельств вершит литературный процесс на низовом уровне, он вышел на Москву, стал членом Союза писателей XXI века, где обрел крылья. Несть числа его публикацим: журналы «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Аврора», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Берегиня дома твоего», «Встреча», «Московский журнал», «Наша улица», «Подьем», «Слово», «Дон», «Плавучий мост», «Научная мысль Кавказа», «Prosōdia»; альманахи «Отечество», «Донской временник» и «Эолова арфа»; газеты «Литературная Россия», «Литературные известия», «Независимая газета»… Он автор ряда талантливо написанных книг, под его редакторством многие годы выходил «Донской временник» — своеобразная летопись культуры Дона.
Прощальное слово от московского СП XXI века опубликовала «Независимая газета». А его коллеги по Союзу, известные писатели Евгений Степанов и Нина Краснова, в газете «Поэтоград» не скрывали горечи: «…Он столько всего написал, что читать не перечитать и нам, и нашим потомкам. Светлая память!..».
…И хотел бы завершить тем, что ношу в себе.
Мы только познакомились, и Виктор поразил меня тем, что прилюдно читая на память любимые стихи разных поэтов, например, Юрия Кузнецова, вдруг процитировал и мои строки из ростовской книги «Летучая метка». Это миниатюрное издание разошлось много лет тому назад. Откуда оно у него было? Я не знаю.
А уже сравнительно недавно, когда у меня вышла в издательстве журнала «Юность» книга «Твердь», Виктор узнал об этом и попросил подарить ее. Я принес ему это издание в библиотеку, он еще настоял на автографе, и мы беседовали, конечно, о литературе, помню, договорились, что он сделает что-либо для журнала…
Через некоторое время Эмиль Сокольский сообщил о публикации своей рецензии на «Твердь» в журнале «Дети Ра». Мне дороги его слова оттуда: «В стихах Виктора Петрова — вечный непокой, прерывистое дыхание, заклинания, мольба… — и странное дело: при таком душевном напряжении у них твердая, уверенная поступь. Случай, когда поэт не соглашается на стихотворческую игру, не прибегает к иронии, не демонстрирует холодноватую отстраненность взгляда, не моделирует «лирического героя»… он — сам все то, о ком и о чем пишет».
Позволил привести эту цитату, предполагая не столько самого себя, а создание автором в целом образа пишущего. Поэта ли, прозаика, критика… И в данном случае он проговаривал сокровенное, заветное. Ведь, по сути, Эмиль Сокольский в своих произведениях и есть «сам все то, о ком и о чем пишет». Он там присутствует.