Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 6, 2022
Юрий Окунев, «На перепутье»/Размышления писателя
М.: «Вест-Консалтинг», 2022
Сущность перекрестка — противоречие. Непросто, находясь на перепутье, делать выбор, а выбрав — не сожалеть об избранном пути. Человек так устроен, что даже самых волевых гложет червячок сомнения: «А правильно ли я поступаю, делая то или иное? Может, надо было поступить как-то по-другому? Или вовсе ничего не делать?». Между тем, именно в точке совершения выбора определяются ценности человека: идти — не идти, принять — отказаться, послушаться разума или довериться чувствам. Только находясь в этой точке, человек может быть честен с собой, даже просто поставив перед собой волнующий его вопрос, а уж обдумать и принять решение — вообще высший пилотаж, до которого не всякий добирается. Большинство предпочитает «неудобных» вопросов избегать…
В противовес им, автор в своей книге ставит ребром жесткие вопросы. Свобода выбора и независимость, психология рабства, тема личной ответственности каждого индивидуума за собственную судьбу — эти и другие темы, которые невозможно «обойти» человеку мыслящему, делают эту книгу непригодной для т. н. «быстрого» чтения, но сколько пространства открывает она для напряженной работы читательской мысли! Скрупулезная документальность Юрия Окунева приглашает читателя к обстоятельному размышлению над заявленными темами: нельзя, например, однозначно заявить, что Альберт Эйнштейн был не религиозен, хотя и верующим его не назовешь. Автор приводит слова великого физика как доказательство неверия того в постулаты любой официальной религии, но глубоко убежденного в том, что мир до конца не познаваем: «Осознание того факта, что существует нечто, во что мы не можем проникнуть, ощущение того, что нашему уму доступны только примитивные формы познания глубочайших корней и лучезарной красоты сущего — это и есть истинная религиозность; в этом и только в этом смысле я являюсь глубоко религиозным человеком». Автору специальной и общей теории относительности Юрий Окунев посвятил отдельный очерк, в котором, в частности, делает акцент на принадлежности Эйнштейна к еврейскому народу: «У меня лично сложилось однозначное мнение: ни один крупный ученый XX века, может быть, за исключением знаменитого химика Хаима Вейцмана и выдающегося философа Мартина Бубера, не внес столь значительный вклад в борьбу еврейского народа за свои права и национальное освобождение, как Альберт Эйнштейн!». Юрий Окунев подробно доказывает этот тезис, развивая тему «Эйнштейн и еврейство», которая в разные годы или замалчивалась по идеологическим соображениям или подвергалась злобной критике. Что, разве этого не было? Было. В школах и университетах, правда, об этом не рассказывают, предпочитая объяснять формулы физики — факты, не подвластные изменениям контекста.
Да что Эйнштейн! Его судьба по сравнению со многими талантливыми представителями еврейского народа весьма благополучна. Рассматривая биографию автора монументального романа о Великой Отечественной войне «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, Юрий Окунев отмечает: «…трудно представить более тяжелую жизнь и более трагическую творческую судьбу, чем та, что выпала на его долю». Писатель подробно рассказывает об авторе романа, который (по ошибке или с умыслом) до сих пор не включен в школьную программу, приводит творческое кредо бескомпромиссного фронтовика: «Правда одна. Нет двух правд. Трудно жить без правды, либо с осколочками, с частицей правды, с обрубленной, подстриженной правдой. Часть правды — это не правда». Чего стоило Гроссману такая твердость духа, можете узнать, прочитав очерк «Гений, удушенный в подворотне».
Художественные очерки-эссе Юрия Окунева касаются и страшных трагедий еврейского народа в Киеве, и в печально известном местечке Любавичи во время Второй мировой войны. Было ли это? Было. Многие ли сейчас вспомнят? К сожалению, не так давно по телевизору показывали молодых девушек, искренне поздравлявших мир (язык не поворачивается цитировать!) «с праздником Холокоста»… Мне кажется, ответ на вопрос, надо ли говорить об этих событиях, напрашивается сам собой. Однозначный и неумолимый.
Очерк «Богиня Аврора в белоснежном платье по локоть в крови» посвящен истории одной семьи — поколении предков автора, которым довелось испытать на себе знаменательный исторический переворот 1917 года в России, о том, как они приняли революцию и что с ними случилось после нее. Факты, сухие факты. Несбывшиеся надежды. Трагические финалы. Специально в сухой, жесткой манере передаются биографии семи сыновей прадеда автора по материнской линии — и, глядя реальности в глаза, испытываешь тихий ужас. Но сейчас не то время, когда можно делать вид, что ничего не происходило.
В современном обществе антисемитизм зачастую подается как результат решения проблем общества в целом. Книга Юрия Окунева призвана развенчать эту логическую ошибку, подробно описывая ряд ключевых сюжетов и персонажей XX века. Можно соглашаться или дискутировать с автором, но нельзя не признавать очевидного: стоя на перепутье, человечеству следует выбрать такую дорогу в будущее, чтобы не повторять ошибок и заблуждений относительно недавнего прошлого. И времени у него на правильный выбор остается ничтожно мало.