Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 2, 2022
Татьяна Калинина «Очарованная Лаосом…»
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
«Очарованная Лаосом…» — новая книга Татьяны Калининой, которая увидела свет благодаря реальным дорожным впечатлениям автора. Отдавая дань классическим произведениям русской литературы, автор выстраивает свою книгу, опираясь на увиденное в далекой и загадочной стране Юго-Восточной Азии.
Начиная читать эту книгу, понимаешь: школьные уроки географии напрочь забылись. Лаос? А это где? Кто там живет? А что они едят?.. А ведь маленькое государство, которое редко упоминается в прессе, весьма самобытно. Отголоски колониальной культуры, буддизм тхеравады — старейшая сохранившаяся до наших дней школа буддизма, а еще — пещеры, водопады, удивительная природа, настраивающая на медитативный лад… неспешное течение Меконга («В речной воде растаял небосвод…») отдаленно напоминает тиховод равнинных русских рек. И да, в Лаосе до сих пор коммунизм:
В буддистских символичных очертаньях
Багрянец флагов вспыхнет на ветру,
Проснется город в утреннем сияньи,
Улыбками прославивший страну.
По мостовым Вьентьяна, столицы Лаоса, дребезжат тук-туки (это, как поясняет автор, азиатский транспорт, трехколесное авто), а на тротуарах продают французские багеты (знаменитая выпечка, ставшая здесь популярной во времена французского протектората 1893–1953 гг.). Над этой красотой развевается кумачовый флаг с перекрестьем серпа и молота… Такое разнообразие фактур не может пройти мимо творческой натуры. Тут даже непоэт восторженно присвистнет, а уж человеку, привыкшему писать стихи, и вовсе есть где разгуляться:
И как всем тем не упиваться,
Что восхищения достойно?! —
С чем не захочется расстаться
Душой и вольно, и невольно…
Впрочем, не столицей единой ограничиваются поэтические впечатления Татьяны Калининой. Ее стихотворения посвящены немой красоте парящей бабочки, пышному цветению вечнозеленого растения бугенвиллии, панораме ночного неба… Плавное течение текста увлекает читателя, как, например, описание лаосского водопада:
Упав с горы на камни вниз,
Поток, не ведавший покоя,
Почти становится спокоен,
Свой норов буйный укротив.
С каскадов сотнями катясь,
Сольются брызги вперемешку,
Лагуны, впадины поспешно
Собой пополнить, торопясь.
Татьяна Калинина не обходит вниманием и непростую историю этой страны. В XX веке, после колонизации, маленькое государство — Независимое королевство Лаос — было едва ли не самым бедным на Востоке. Ситуацию усугубили начало Холодной войны и войны во Вьетнаме, которые затронули и Лаос. На его земли упало немало американских бомб, гибло мирное население. В конце концов, вспыхнула гражданская («тайная») война за незвисимость против королевской власти, которую поддерживали США. Трагическую историю, одну из многих, выпавших на долю разоренного королевства, описывает автор. Бомба попала в пещеру Тхам Пиу, где укрывались 374 человека. Автор выражает надежду, что печальные страницы истории Лаоса перелистаны навсегда:
Все, что познала ты, Тхам Пиу,
Бессмертьем свод твой увенчает,
Не повторись мгновенье ада,
Где камни слезы источают…
Но главное богатство Лаоса все же не красивейшая природа, а люди, доброжелательные, открытые, гостеприимные. В то же время они по-восточному сдержанны, у них неповторимая аура. Так смотрит на автора местная женщина с глубокими миндалевидными глазами:
Лаоса тайна ли не в этом,
Не нарушая свой покой,
Смотреть на встречных незаметно,
С восточной скрытностью немой:
Не отдалив и не приблизив,
Смиренность кротости храня;
Не замечая, не обидев,
Бесстрастно взором обходя;
Не подпуская откровенность,
Боясь излишне доверять —
Увидев глаз чужих надменность,
Сумев «лицо не потерять».
Здесь очень жарко, что для нашего человека непривычно. Можно моментально обгореть, поэтому местные жители ходят в шляпах и закрытой одежде, а Татьяна Калинина даже посвятила одно из своих стихотворений местной засушливой весне. Здесь трещат цикады, цветет диковинный цветок чампа — исторический символ Лаоса, по улицам в оранжевых одеяньях ходят буддистские монахи, а жизнь такова, какой она должна быть: размеренная, спокойная, полная маленьких радостей, неотделимая от величавых пейзажей и степенного течения священной реки Меконг. Как не очароваться этой маленькой, скромной, но удивительно самобытной страной? Вот и автор признается:
Твоей улыбкой солнечной осветится
То, что на память дарит красота —
Лаоса я безвременная — пленница,
Страны очарованье испытав.
Что тут скажешь? Думаю, стоит порадоваться за Татьяну Калинину, глубоко погрузившуюся в культуру Лаоса, отметить живой, напевный язык ее стихотворений и, может быть, допустить до себя мысль: и я хочу махнуть в «страну миллионов слонов». А почему бы, собственно, и нет?..