«Ловушка для Мыслеформы» Александры Крючковой
Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 1, 2022
В 2021 году в музее-театре Булгаковский дом на вечере «Иная Реальность» прошла презентация повести «Ловушка для Мыслеформы» поэта и писателя-мистика, ведущей литературного салона Московской городской организации Союза писателей России Александры Крючковой (в сезоне 2020–2021 салон проходил как раз в Булгаковском доме).
«Ловушка» — нестандартное чтиво! Удивительная история преодоления страха Любви, в результате чего на почве суровой реальности появляется то самое Великое Чувство, благодаря которому продлевается жизнь и людей, и призраков!
Место действия — музей-театр Булгаковский дом (Москва) и одновременно — Иная реальность, Тонкий мир. Читателю необходимо внимательно следить за сюжетом, чтобы «метель» из событий, персонажей и их диалогов не затмила нить повествования, очень тонкую и требующую серьезного осмысления. Неслучайно Владимир Георгиевич Бояринов, Председатель Московской городской организации Союза писателей России, поздравляя автора с выходом книги и обращаясь к читателям, сказал:
«Содержание этой книги, конечно, я вам не поведаю, потому что она закручена очень и очень туго! И раскручивать придется лишь тому, кто не побоится этой «Ловушки» и откроет все-таки обложку, и не даст ей захлопнуться, так, как это могло бы случиться. Но! Опять же «Игра в Иную Реальность». Из этой серии книжка. Да? «А не заиграемся ли мы?» — говорит читатель, открывая путеводитель… в область таинственного, в область неизведанного, в область головоломного сюжета, где главный герой отличается от героев Оскара Уальда, Паоло Коэльо, Алексея Толстого, Бернарда Шоу, которые тоже здесь поколдовали-поколдовали и упокоились. Рановато нам думать еще о грустном, поэтому всем, кому, в общем-то, интересно новое, неизведанное и кто хочет совершать открытия, ради Бога — читайте и извлекайте для себя какую-то любовь к слову, любовь к открытию, любовь к тому, чего мы не знаем и никогда не узнаем, не открыв первую страницу и не дочитав до последней!»
Сорок уроков «магии» по созданию Счастливой Реальности от главной героини Алисы — настоящее пособие для самосовершенствования каждой души, составленное в духе христианских заповедей о любви к ближнему, покаянии и прощении, взаимопомощи и смирении: «пожелай любви своему врагу…», «помогай хотя бы одному человеку раз в месяц… Молча. Без сожалений. Не принимая ничего в ответ…», «научись видеть Бога в каждом встречном и даже в камне…», «напиши письмо Творцу про все-все-все… Ему Оттуда виднее, что пойдет на пользу конкретной душе, а что — во вред…»
Для Алисы действительно важно: «простить и попросить прощения у каждого», «ставить свое «Я» на второе место при общении, признавать, что его «Я» не менее важно Богу, чем твое…», «выявлять в каждом существе, которое посылается тебе на Пути, нечто, за что его можно похвалить». И насколько жизнеутверждающе звучат слова главной героини, полностью разочарованной в жизни и решившей шагнуть в Смерть: «Представь, что твоя жизнь продолжится и после расставания с физическим телом, поскольку, исполнив свою миссию на Земле, ты обязательно возложишь на себя решение новых задачек Вселенной».
Да, Алиса ищет Портал перехода в Иную Реальность, где обитает ее друг — Призрак, потому что у нее больше «нет сил быть в этой реальности». Она постоянно «укутывается в меха», словно прячется от окружающей действительности, ей неуютно в этом мире. Алиса устала от одиночества — не получилось встретить «сильное мужское плечо»: «а мне так хотелось сотворить свой маленький мир, где будет он и я, и камин, и кофе, и плед, и Лунный Кот, и в этом мире я буду читать нам сказки на ночь, и никакая метель за окном не сможет нас разлучить…». При этом, до смерти уставшая, Алиса находит силы помочь еще более слабому человеку — Паше, который, переборов страх отказа во взаимности, сказал ей «самые важные слова», добавив: «Разве это плохо говорить то, что ты чувствуешь?», — Алиса просит за Пашу напрямую у Творца.
Сам факт, что единственным препятствием на пути к Порталу в Мир Иной (по факту — в Смерть, то есть к досрочному уходу из жизни) является его мрачный Страж, «с которым произошла история, изменившая его Сознание, и он возомнил себя Богом» (прямая отсылка к Люциферу), ошеломляет. Характеризуя Стража, автор не скрывает его неприглядности: он постоянно ударяет кулаком по столу, швыряет предметы в стену, рявкает, его глаза сверкают «дьявольским блеском». Наконец, при появлении представителя «Крылатого мира» Страж восклицает: «Что делать их засланному казачку в нашей порочной обители?», да и в итоге признается: «Мой Особняк создан для Нечисти, а не для божественных дарований!».
Вступая в словесные поединки со Стражем, похожие на борьбу мечущейся души с Дьяволом-искусителем, Алиса понимает, что между ними есть общее — страх Любви, ведь оставаться «на уровне мечты» из-за страха быть отвергнутым — проще и безопасней, чем пытаться мечту реализовать. И тогда Алиса задает Стражу ключевой вопрос, будто отзеркаливая его на себя: «Чего ты боишься сильнее: Любви или Смерти?» Кстати, в этой книге все герои «отражают» друг друга, подобно зеркалам!
Страж отрицает Любовь (а значит — Бога, ведь «Бог есть Любовь»), пытаясь предложить Алисе искусственно созданное им бессмертие в обмен на ее отказ от веры в Любовь (= в Бога): «Единственно-настоящее в мире — это Смерть, Алиса! Смерть побеждает всех и всегда!», «Жаль, что к нам уже пожаловал очередной певец твоей мертвой Любви, мнящий себя Бессмертным!», «Смерть давно победила Любовь».
Алиса не сдается: «Твоя фраза построена зеркально, и каждый увидит в ней свой смысл…» Но вот… всегда ли Любовь побеждает Смерть?
Нестандартное развитие событий ставит Алису перед глобальным вопросом: «Кто я?» Логично предположить, что она — всего лишь призрак убитой Стражем настоящей Алисы, но в этом переломном моменте, напоминающем стихотворение В. Брюсова «Побег» о пробуждении ото сна главного героя, «разрыв шаблона» провоцирует «хаос», из которого создается Новая — «и обязательно счастливая» — Вселенная.
Любопытно отношение автора к писателям — коллегам по перу: «Все писатели — маги»; «Все люди по-своему безумны, особенно Творцы, типа писателей — занимаются самой настоящей магией — магией Слова… чем талантливей, тем безумней»; «Вот оно — предназначение: человек приходил на Землю для того, чтобы написать книгу»; «Книга — это ведь тоже отдельный мир, да? И автор — его творец… такой маленький бог…»; «Ведь вначале было Слово…»
В завершении процитирую самую сильную, на мой взгляд, мысль в этой книге — о смысле… творчества?.. нет, о смысле жизни настоящего Творца:
«Могут ли настоящие маги творить миры? Да, безусловно. Но эти миры ровным счетом ничего не стоят, если в них нет Любви, нет того, ради кого ты их творишь, вместе с кем ты бродишь по ним и совершаешь чудесные открытия чего-то нового — чувств, эмоций, знаний, с кем разделяешь радости и печали… Если мир мага принадлежит только ему и никаким образом — ни в какой точке — не пересекается с миром родственной души, он обречен на разрушение».