Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 4, 2021
Елена Павлова, «Погоня за горизонтом»
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
Горизонт — как идеал: бежишь к нему, бежишь, а он все отдаляется и отдаляется. Эта линия, которая словно бы разделяет небо и землю, всегда притягивала взгляд. Сознанию человека присуще стремление к наполнению замкнутого пространства, которое оно может охватить. Условная граница между двумя мирами как бы устанавливает пределы познания. Кроме того, если смотреть выше — приходишь в радостный трепет, а если ниже, под ноги, — рискуешь впасть в уныние, символически затоптанный сиюминутными проблемами. Так что середина — горизонт — успокаивает взгляд и приводит ум в равновесие.
Книга Елены Павловой «Погоня за горизонтом» — о неуловимом, о том, что символизирует новые возможности и реализацию потаенных надежд. О том, что ничто внешнее не имеет власти над высшим земным выражением человеческой души:
можно сжечь дерево
которое видело поэта
можно разрушить стены
которые слышали поэта
но останутся потомки
которые знают
в их роду жил поэт
и еще стихи
на небесных скрижалях
Память — это победа над временем. Потомкам передаются в генах способности предков. И да, вы чувствуете изящество отсылки к булгаковскому «Рукописи не горят»? Елене Павловой дороги герои «Мастера и Маргариты». Им посвящен отдельный стихотворный цикл. И если историки и теоретики литературы до сих пор бьются над толкованием романа, то в своей стихотворной интерпретации булгаковского сюжета автор напоминает нам, на что способна влюбленная женщина и просто восхищается этой неоднозначной, но такой волнующей историей. Что в данном цикле, что в других своих произведениях, автор не устает повторять, что мы — клетки единого организма, где роль каждого неповторима:
Я — дерево,
Я — небо,
Я — земля,
Я — птица, пролетающая мимо.
Елена Павлова смело заявляет: мы связаны не только между собой, но и со всем, что нас окружает. Эта уверенность автора передается читателям. Не знаю, как вам, а мне после прочтения с выражением данного отрывка уже не хочется соревноваться с другими и кому-то что-то доказывать. Да, здесь, в материальном мире, существует иерархия, но там, в непроявленном мире, мы все равны перед нашим Создателем. Мне очень импонирует, что автор не разбрасывается этим громким словом. Загоризонтную реальность она описывает метафорически:
твердую гальку
осколков ушедшего
мягкая вода времени
доводит до совершенства
Вода представляет собой энергию бессознательного, его глубины и тайны, а время, как считается, лечит. Два образа, слившись в один, полируют гальку повседневности. Время приглушает звуки памяти. Вода намывает морские камни так, что сглаживаются углы, и острые обломки превращаются в красивые прибрежные камушки, которые так и норовят утащить «на память» длиннорукие курортники. Почему именно вода попадает в центр нашего внимания? Ее образ для автора очень важен. Иррациональность и магичность водной стихии — это ли не доказательство того, что все едины? Мы же все из воды состоим: растения, животные, люди…
В стихотворениях Елены Павловой остро чувствуется — мир бесконечен, и пытаться постичь его умом — пустая затея. Чувство наслаждения в результате испаряется, а горизонт остается все таким же недостижимым. А небо — величественным и необъятным:
зеркальный мир
где чайки бреют воздух
до чистоты
до гладкой синевы
Синий цвет символизирует глубину. Если голубой нас радует и поддразнивает унестись взглядом ввысь, то густой, насыщенный синий — призывает обратиться внутрь, вглубь себя.
Это цвет сумерек, теплого летнего вечера, дарующего отдых и умиротворение. Синий инертен, он замедляет дневные ритмы. И вроде бы динамичная картина (кружение чаек) на этом фоне выглядит отстраненной, как будто наблюдатель испытывает смутное духовное томление.
Лучшие, на мой взгляд, стихотворения в этой книге — «мимолетные» философские верлибры, в которых осознание своей человеческой сущности приходит к лирической героине через ощущение тесной связи с окружающим миром:
если не помнить, что ты человек, как легко жить
сегодня трепетать осинкой на сильном ветру
завтра строить дом вместе с муравьями
послезавтра с ястребом ловить глупых мышей
Если же говорить о рифмованных стихах, то они наполнены «личным», в них появляется «я» лирической героини. Это и задумчивое наблюдение за столичным рассветом с балкона пятнадцатого этажа, и горячая молитва о даровании вдохновения, и легкая ностальгия по детству:
Сердито мамы в форточки кричали,
С трудом пытаясь нас загнать домой,
Такое счастье повторишь едва ли —
Промокшее до нитки с головой.
Когда накатывают воспоминания, в памяти всплывает, в основном, хорошее. Скорее всего, детство не было безоблачным, но, оглядываясь назад, хочется воскресить счастливые моменты. Как ни странно, эта светлая грусть не вызывает желания вернуться обратно и прожить его заново. Оглянуться, освежить память — это да, но застыть намертво в прошлом — ни в коем случае. Книга Елены Павловой дарит читателю ощущение живой жизни, которую невозможно поставить на паузу. Как выразился Габриэль Гарсиа Маркес: «Что бы ни случилось, никто не сможет забрать у вас танцы, которые вы уже станцевали».