Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 1, 2021
Александр Кормашов, «Приключения ноплов»
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
Говоря об авторской сказке, мы не устаем удивляться богатству писательского воображения. В оригинальном взгляде на мир, наряду с универсальными общечеловеческими понятиями, существуют уникальные, фантастические, подчас парадоксальные представления, что является характерной чертой жанра литературной сказки.
Назвав свою историю «Приключения ноплов», автор подстегивает наше любопытство. Кто они такие? Откуда взялись? Почему «ноплы»? Специфическая сказочная картина мира, созданная волей автора, реализуется в тексте через особую систему речевых средств. У Александра Кормашова имена симпатичных пришельцев так или иначе несут в себе буквенное сочетание «нопл». С первых же страниц выясняется, что данное сочетание в существительных нарицательных в государстве Нопландия находится под запретом: «»Дети! В ноплянском языке запрещены к употреблению следующие слова. Открывайте тетради и записывайте». Директор подошел к доске, взял мел и написал слово «конопля». Затем он написал «кинопленка», «зерноплющилка», «ринопластика»,»моноплан», «одноплечий»… »
Так-так… запреты, значит. В стране есть свой флаг, гимн и прочие атрибуты современности: летчик, пластические операции. Научно-технический прогресс в Нопландии сочетается с полным отсутствием демократии: у братьев по разуму все как у людей, только видоизменено. Оттого странности нашего общественного устройства вызывают у читателя не горечь, а добрый смех: надо ж, как автор все переиначил… И ничего удивительного, ведь исследуя планету Земля, инопланетяне невольно перенимали наши обычаи, а возвращаясь в свою далекую галактику, порядком все подзабыли. А то и вовсе перепутали: «Как там у них, на Земле, говорилось: «Стреляный воробей и пуганой вороны боится»? Да. Кажется, так».
Литературная сказка, как итог труда определенного человека, живущего в определенном времени, кроме присущей жанру фантастики и волшебства, выходящего за грани реальности, несет в себе современные этой эпохе идеи, отражает современные ей общественные отношения (читаем между строк): «А вот к востоку солнце всегда относилось чрезвычайно по-доброму. Ибо там стояла казарма. Самая обыкновенная казарма. Для солдат. И понятно, почему для солдат. Кто еще в мире, кроме настоящих солдат, сможет найти в себе столько мужества, чтобы постоянно жить на востоке?».
В очень мягкой и легко усвояемой форме автор доносит до нас примеры того, что происходит с нами в жизни. Подобное воздействие не вызывает сопротивления психики, так как не давит на читателя открытым морализаторством, а просто дает возможность увидеть новое, взглянуть на себя со стороны. Мир маленьких существ, произошедших от птички-коноплянки — это пространство, где реальное и вымышленное становятся равноправными. Пародия на государственное устройство едва ли не любой европейской монархии вдруг сменяется прозрачной привязкой не буду говорить к какой стране: «Все ноплы когда-то учились в школе, а потому хорошо помнили, что звонок дается для учителя, а не для учеников». Не знаю, как там за рубежом, а у нас это правило до сих пор действует.
Бодрые, шустрые коноплянки миролюбивы. Не случайно пришельцы принимают облик именно этой птахи, а не какой-нибудь хищной птицы. Армия у ноплов простаивает, ибо воевать не с кем. Автор подчеркивает и абсурдность военных действий: «– А вон, смотрите! — раздался впереди крик. Это кричал генерал-танкист. — Видите? Как это понимать! Значит, кто-то может ходить с утра по траве и даже валяться на ней, а простому генералу уже и на танке проехать нельзя!» Неужели, несмотря на всю серьезность и жестокость, война — вещь достаточно нелепая? Да, с точки зрения гуманизма. В этой книге, кстати, пушки не стреляют, а военные умоляют мирных жителей провести учения, дабы не засохнуть от скуки. Эх, вот бы и в жизни так!..
Трудно сказать, на читателей какого возраста рассчитано это произведение. Уж точно не для самых маленьких, а для тех, кто уже умеет бегло читать. Но и верхнюю возрастную планку трудно установить. Александр Кормашов поднимает в своем сказочном романе их вопросы отношения полов, причем на взрослом уровне. Совсем не платонические рифмы крутятся в голове у влюбленного нопла: «В его голове стали складываться стихи и сразу в рифму: «садовница — любовница», «розовый бутон — сердце, как бетон». Сначала он не придал этому большого значения, но, написав стихотворение, в котором использовалась рифма «любит — тюбик», а бледность кожи сравнивалась с зубной пастой, он начал волноваться». Это и подтрунивание над современным литературным процессом, и практическое пособие: как не надо писать стихи. А уж слово «любовница» в наш просвещенный век знают, к сожалению, даже дошкольники.
Прекрасная садовница Ноплерия появляется в книге неспроста. Образ сада в художественной литературе — это попытка создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. И у красавицы все цветет, в ее саду растут лечебные растения, с ней не вступают в конфликт даже представители власти. А маленький принц Нопличек, который, единственный из представителей власти, доказывает, что инакомыслящие — не сумасшедшие, символизирует целостность сознания и открытость души. В мире взрослых, в замке с башнями, малышу скучно, хотя у него есть все, что нужно для «раннего развития». И ведет он себя не как монаршьи особы. Делится печеньем с изгоем общества. Пытается помогать, чем может. В общем, такой же «сумасшедший», нестандартный ребенок. Глядя на него, хочется верить, что с таким наследником у королевства ноплов есть шанс на светлое будущее.
Земля будто не отпускает маленьких гостей, на космическом корабле то и дело творятся странные вещи. А все почему?.. Да потому что «официальная» версия о положении дел в стране резко отличается от действительности. Да, знакомо. Триста лет, проведенных на Земле, не прошли для инопланетных исследователей даром. Как старательно они утаивают от рядовых жителей правду о трещине в корпусе корабля! Диву даешься, насколько комичен наш собственный мир…
Чем же закончится эта история? К свету пришельцы таки выходят. Правда не туда, куда изначально планировали прибыть. Александр Кормашов изящно подводит нас к осознанию единства всего сущего на планете: «Сначала мы были просто инопланетянами, потом стали однопланетянами, затем одноплами и, наконец, ноплами». Прямолинейность сюжета и легкость повествования делают текст максимально доступным для понимания. Все перипетии, происходящие с героями, видятся нам обычными и естественными в данной ситуации, а конец этого сказочного романа кажется закономерным. Единственная планета, которая видится голубой из космоса, способна превратить чужих в своих, сделать инородцев — частью себя. Мягкий юмор Александра Кормашова помогает задуматься о предназначении человека, об истинных ценностях и о том, как хорошо все-таки жить на Земле.