Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 9, 2016
Александр Файн, «Прости меня…»
М.: «Вест-Консалтинг», 2016
Пьеса Александра Файна «Прости меня», по определению самого автора, — «почти старомодная музыкальная мелодрама». О чем она? Может быть, о любви? Нет уж, скорее о предательстве. Об эгоизме. Трусости. Нежелании и неумении ценить подарки судьбы.
Стареющий донжуан, бывший профессор, быстро перестраивающийся под новую постсоветскую бизнес-формацию, главный герой пьесы Николай Лаптев без труда сводит с ума женщин. Жертва его брутальной привлекательности — 28-летняя Наталия — красавица с несложившейся судьбой, страдающая в неблагополучном браке. «Зачем меня так высоко ты поднял?.. Жила себе и жила, как все… Бросишь — я упаду и разобьюсь на мелкие осколочки», — взывает Наталия к своему возлюбленному, пробудившему в ней чувственность и стремление обрести женское счастье. Все, о чем она мечтает, — быть рядом с Николаем, заботиться о нем, посвятить ему жизнь. Но вся ее нежность снова и снова разбивается о глыбу нарочитого «новорусского» цинизма: «Пора тебя на торги выставлять. Представляешь, какая у тебя будет формула цены: бизнес — можешь, фигура и фейс — вне обсуждения, в койке — мастер спорта международного класса. А хозяйка — тут вообще вопросов нет!».
Лаптев даже не пытается скрыть, что их любовная связь ненадолго, и что самое благоразумное для Наталии — позаботиться о своем будущем с каким-нибудь подходящим «другим». Как победитель с проигравшим, Николай с Наталией нарочито фамильярен и даже груб, обращается к ней то «мать», то «кума», и от всех попыток посягнуть на его неприкосновенную холостяцкую свободу отговаривается разницей в возрасте: «Через десять лет ты мне утром клизму будешь ставить, а днем — рога. И это не только неизбежно, но и справедливо!».
А что же Наталия? «С тобой — хоть куда!.. Позови только — в одну минуту соберусь и никаких условий ставить не буду. Даже иногда изменять разрешу…».
Не то чтобы главный герой совсем не любил и не уважал свою возлюбленную. Просто слишком уж охотно он подлаживается под новые бессовестные правила жизни: «Надо переучиваться, когда так принципиально меняется общество. Кто смог — тот в строю, кто не успел или не захотел — извините! Выживают те, кто готов правде в глаза смотреть», — проповедует он.
История развивается вполне предсказуемо. Находится другая. Более зрелая. Опытная. Интересная. Как некогда Лаптев увлекал еще не покоренную Наталию россказнями о географии и платонических отношениях, так теперь он пытается шокировать бывшую оперную певицу Ирину, то представляясь «директором кооперативного кладбища», то закрепляя эффект философствованиями на музыкальные темы. «Я полуинтеллигент с нахальными наклонностями, которые пытаюсь скрывать», — интересничает Лаптев перед новой пассией… Да нет, не пытается.
«У счастья срок есть, но разный он у нас», — небрежно бросает Николай на прощание Наталии. «Точно, разный…», — с горечью подтверждает она в ответ.
Кажется, уже ничто не может заставить главного героя пьесы серьезно относиться к чему бы то ни было — к женщинам, к изменам, к предательству, к расставанию. Пока вдруг все не меняет уход Наталии — окончательный…
Осознав, что наделал, Лаптев пытается загладить грех перед одной, пытаясь сделать счастливой другую. Но разве есть заменимые люди?.. «Самый дорогой на свете человек…», — наконец признается Лаптев, говоря о Наталии. Увы, слишком поздно.
В пьесе нет победителей.
Что достается Ирине? Белый мерседес. Подвенечное платье. Свадебное путешествие в Словению. И муж, который всегда будет помнить и любить другую женщину.
Что достается Наталии? Надгробный памятник с короткой надписью: «Прости».
Так о чем эта пьеса?..
Как было сказано в самом начале, она о предательстве, трусости, эгоизме… Или все-таки о любви? И о раскаянии?..
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук