Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 7, 2013
«Лучшие произведения молодых писателей стран СНГ — 2012».
М.: «Фонд СЭИП», 2012
Выход сборника лучших произведений молодых писателей стран СНГ, участников Форумов молодых писателей России (М.: Фонд СЭИП, 2012), — событие знаковое. Не только оттого, что молодая литература в странах Содружества жива; она, более того, находится «в тонусе» — добрая половина авторов сборника активно публикуется в ведущих толстых литературных журналах: «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», «Дети Ра», «Урал», «Юность», «Новая Юность», «День и Ночь» и др. Здесь традиции переплетены с авангардом. Здесь молодое вольное дыхание на равных правах с традициями русскоязычной (многонациональной) литературы.
28 авторов — небольшой срез многонациональной палитры молодых талантов, к которым, хочется верить, будут примыкать новые поэты, прозаики, драматурги и критики из Украины, Беларуси, Армении, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана и других стран.
Национальное многообразие диктует и многообразие сюжетов. Здесь и Караганда Ольги Брейнингер, которую она отдает читателю с вопросом-опасением: «…вы-то не знаете, что делать с ним (городом. — В. К.), зачем же я вам отдала город свой?». И Платон Беседин, приглашающий заново взглянуть на проблему отцов и детей, только на примере современника-журналиста и ветерана Великой Отечественной войны. Пропасть, пролегшая между поколениями, оказалась равно необозримой и мифической — люди остаются людьми в любые времена, а нравы… не подвластны общечеловеческим ценностям.
В куда более далекое прошлое приглашает Наташа Северная — в эпоху Эхнатона, предпринявшего попытку создания монотеистической религиозной системы. Но главный герой повествования отнюдь не Аменхотеп IV, а художник, творческое кредо которого — правда жизни. Он не может солгать в искусстве, исказить, изображая даже власть имущих. Тоненькая ниточка тянется от мастера к нашему времени, хотя у нас натурализм переходит порой все допустимые пределы.
Сострадания полон рассказ Игоря Корниенко «Три миллиона пятьсот двадцать три мамы», в котором ребенок, познающий мир, рисует бесчисленное число портретов умирающей матери, выражая, таким образом (отчасти неосознанно), свою любовь. Люди на картинках (не на фото — в картинках больше души) живут вечно — они всегда с нами, даже когда физически уже далеко…
Близки к притчам зарисовки Анаит Татевосян; точные и мудрые — это свойство именно восточной литературы. Богата и насыщена (на грани перенасыщения) образами «Увертюра» Виктора Цатряна, демонстрирующего виртуозное владение словом. Открылась в качестве прозаика Вика Чембарцева. Ее «Катинка», наполненная национальным колоритом, имеет двойную ценность — и художественную, и историческую.
«Развлекая, поучай» — девиз не только «взрослой» литературы, но и (а может — скорее?) детской. Таковы, к примеру, «Крокодил» Аделии Амраевой, где любовь маленького Вити была для Дильназ сущим наказанием, пока тот не уехал в Германию (потерявши, как известно, плачем). Или цикл рассказов «Фантазеры» Юрия Пусова, в одном из которых юные путешественники задумали достичь Эфиопии вплавь, но, посчитав, что сильно проголодаются, пока достигнут цели, повернули домой…
Широк спектр тем и у поэтов. Так, Иван Волосюк познает жизнь и творчество (и творчество в жизни), создавая интертекстуальное пространство, перо Марии Малиновской становится увереннее и точнее, затрагивая более глобальные темы, удаляясь от своего «я», но и приближаясь к нему — только на другом уровне, Наталья Крофтс не пасует перед библейскими вопросами, Айгерим Тажи, посредством детали и образа, легкозвучием строк, поднимает отнюдь не легкие темы…
Говорить о достоинствах каждого названного автора можно, но вряд ли нужно. Читатель сам разберется, что к чему. В книге охвачен достаточно широк спектр вопросов, волнующих современную молодежь. Неслучайно и то, что некоторые сюжеты авторов из разных стран пересекаются. Таким образом, создается единое литературное русскоязычное пространство авторов, живущих в странах Содружества, или выходцев из них.
Важнее всего, что равнодушных среди них — 28 молодых — нет. Неравнодушие и талант — главный итог данной книги.
Владимир КОРКУНОВ