Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 2, 2013
Михаил Николаев. «Пятая масть»
М.: «Вест-Консалтинг», 2013
Михаил Николаев — член Союза писателей России, автор четырех поэтических книг и многочисленных публикаций. Как поэт начинал в 60-е годы «оттепели» в самобытном московском литературном объединении «Спектр».
Новый поэтический сборник М. Николаева отличает то, что в поэзии не всегда принимается — ирония, если рассматривать поэзию как серьезный жанр литературы, не допускающий смешков и улыбок.
В некоторой степени ирония присутствовала в его стихах всегда, но «все стихи именно этой книги близки по ироническому восприятию непредсказуемой действительности».
Как стилистический прием ирония не нова и разделяется у Квятковского на романтическую (Тик, Новалис) — «средство стать выше будничности и пошлости обыденной жизни» и сатирическую (Гейне, Маяковский) с высшей ее степенью — сарказмом. Сам автор считает, что эпиграфом книги могло бы быть философское изречение: «Жизнь так сложна, что смотреть на нее серьезно просто смешно». Стихотворная ирония для него «испытанное лекарство в нашем безумном электронно-прагматическом мире».
У Михаила Николаева она не восходит к сарказму. Это, скорее, легкая беззлобная улыбка, иногда направленная в мир, чаще — на себя:
…Себя, и то понять нельзя
без приговора —
Нет, головою о косяк
не сдвинуть горы!
Беда грустит невдалеке,
туман, ненастье,
Но кот, лежащий на руке,
трещит о счастье…
Вы не найдете в книге красочных гипербол и метафор, которые отличают ироническую провокационную поэзию Маяковского: «Возьму и убью солнце!». Но и здесь есть свой «шифр». Мне кажется, этот «шифр» в улыбке, за которой скрывается печаль:
…Время былое, вернись,
Радостью, радугой обернись!
Обернуться? Обернуться?
Поздно.
Облаками торговать несерьезно.
Остается только извиниться,
За то, что не могу измениться,
За то, что убожеству я не помеха…
Бью зеркала в комнате смеха…
Полина ВАЙС