Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 10, 2012
Критика
Дина Бурачевская «Салют из тысячи огней» (серия «Настя и Никита»)
М.: издательский дом «Фома», 2011
Один из наставников А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею, преподаватель словесности Николай Кошанский (доктор философии, автор латинских и русских грамматик, переводчик древнегреческих поэтов), внушал своим ученикам правила ясности слога: знание предмета, связь мыслей, точность слов. Как показало будущее, уроки словесности Кошанского помогли некоторым слушателям стать великими поэтами.
С тех пор требования к стихосложению не столько изменились, сколько расширились, так как возникли поэтические жанры, ставящие иные цели и задачи. Однако из детской литературы требование к ясности слога, знанию предмета, связи мыслей, точности слов не исчезнет, верится, никогда. Ведь во благо духовному становлению детей идут не все обращенные к ним речи, а только добрые и внятные. Что прозой, что стихами.
Одним из образцов ясного слога представляется поэзия детской поэтессы Дины Бурачевской. До сих пор стихи Дины были представлены в основном в литературной периодике для детей: в журналах «Кукумбер», «Веселые Картинки», «Мурзилка», «Миша», «Простоквашино», «Тошка и компания». Дина Бурачевская печаталась и во «взрослых» изданиях, например, в «Литературной газете». Но нас сейчас больше интересует «детская» ипостась ее творчества — ибо первая «персональная» книга поэтессы состоит из детских стихов (издательство «Фома», детская серия «Настя и Никита»). Как и заявлено в названии, это «Салют из тысячи огней». Строчка про салют взята из стихотворения «Рюкзак», которое отражает кредо всякого уважающего себя ребенка (а значит, и хорошего детского поэта, говорящего со своим «адресатом» на одном языке):
Бежит дорога вдалеке,
По ней иду пешком.
По ней иду не налегке —
С огромным рюкзаком!
…Но по секрету доложу,
Что там лежит мой дом,
Мой сад, где я всегда брожу,
Метла, топор и лом,
Скамейка, чтоб сидеть на ней,
Большой цветов букет,
Салют из тысячи огней —
Чего там только нет!
Визуально при чтении этой книжки кажется, что огней в ней намного больше. Может быть, оттого, что иллюстрации художницы Дианы Лапшиной изображают целый фейерверк? Они яркие, радостные, наполненные самыми разными «участниками» — львами, муравьями, собачками, зайчиками, цветами, даже китами! Так же, как всеми чудесами земли набит рюкзак лирического героя Дины Бурачевской.
Дина Бурачевская не экспериментирует со словом, не ищет сложных, парадоксальных подходов к детскому сердцу и уму. Ее стихи простые и понятные — ибо их ситуации очень узнаваемые (знание предмета!). Маленькая лакомка вмиг перестает шалить, когда слышит зов к пирогу:
Через ступеньку запросто,
В дырявом сапоге —
Все прыгаю,
Все прыгаю
Я на одной ноге!
…Зовет из кухни бабушка
На яблочный пирог —
И тут уж припускаюсь я
Со всех
Обеих ног!
…а юный партизан находит более важное дело, чем скучная зубрежка школьных дисциплин — войну с врагами:
Уроки делать — надо,
Но Родина — дороже!
Над детскими привычками Дина подтрунивает, но так добродушно, что даже «маленькая плакса» из стихотворения «Плакса» не обидится (точность слов!). А уж «дизайнер», украшающий квартиру наклейками, подавно:
Наклею я наклеечку
На дверцу холодильника,
На кружечку, на леечку,
На циферблат будильника,
…Все зеркало уляпаю,
На лоб себе наклею!
И только маму с папою
Немножко пожалею…
Возьму два красных паспорта —
И вклею аккуратно
На место лиц их пасмурных
Принцессу и пирата!
Сразу представляешь себе, какая это будет радость для мамы с папой… Но чадо, конечно же, исправится! Не позже маминого дня рождения:
День рождения у мамы —
Поднимусь я до зари!
В этот день чудесный самый
Что мне маме подарить?
…Нарисую все подарки
Я в альбом карандашами:
Льва с большим букетом ярким
И с пушистыми ушами,
Рядом голубь белый вьется,
Сверху солнце ярко светит —
Мама сразу улыбнется,
Лучше мамы нет на свете!
То, что лучше мамы нет на свете — наивная, но вечная истина. Ее повторение благотворно — это слова из тех, что делают мир краше. Но Дина Бурачевская высказывает и более сложные истины. Однако уверена — дети играючи постигнут премудрость, например, о том, что все в живой природе заслуживает бережного отношения:
Я хожу осторожно,
Страх в душе затая —
Ведь нечаянно можно
Раздавить муравья!
…Люди тоже как точки,
Если с неба смотреть.
И холмы словно кочки,
И река будто плеть.
Я хожу осторожно,
Робко так семеня —
Ведь нечаянно можно
Наступить на меня!
Или о том, что искусство должно нести в жизнь гармонию, а не разлад и не страх — как убедилась художница, нарисовавшая на асфальте непонятно кого, но такого жуткого (связь мыслей!)…
Если эту рожицу
Ночью повстречать —
Можно растревожиться,
Можно закричать!
Первая книга Дины Бурачевской невелика по объему. Но в детской литературе не количество переходит в качество. К тому же публикации стихов Дины Бурачевской продолжаются (например, уже не раз их печатал журнал для детей «ВездеПрыг», Пермь), и это вселяет надежду, что новых стихотворений наберется еще не на одну книжку. Пожелание к поэтессе одно — не утратить той почти волшебной ясности слога, которой часто отличается благородная простота.
Елена САФРОНОВА