Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 9, 2011
Литературно-художественный журнал ‘Зинзивер’, № 9 (29), 2011
Проза
Наталья АБЕЛЬСКАЯ
Поэт, прозаик. Родилась в Якутске. Окончила экономический и психологический факультеты Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета. Автор многочисленных публикаций. В настоящее время — информационный редактор журнала для специалистов по связям с общественностью «PR-диалог», редактор образовательной полосы в газете «Профессия». Член Союза писателей XXI века. Живет в Санкт-Петербурге.
Из книги «Родословное древо,
или Хроники последнего времени»
1
Чекисты начали с расстрела священников и тех, кто имел собственность. Сегодня они стоят в храмах «подсвечниками» и владеют миллиардами. Внешние изменения полярные, а нутро все то же. Абсолютное Зло может рядиться в любые одежды, сохраняя свою суть.
2
Французский философ Андре Глюксман заметил, что однажды совершенное зло обязательно повторяется. Можно изолировать или физически уничтожить его автора и носителя — это ничего не изменит: то, что произошло однажды, обязательно произойдет и во второй, и в третий раз. Но ведь то же самое можно сказать и о добре? Добро, однажды совершенное в небывалой до того форме, должно повторяться. Задача человека — это делать.
3
Нельзя бороться со злом его же методами — тогда меняется собственная природа, белое становится черным. А зло наступает и торжествует. Бессилие, непозволение себе вступить в прямую войну разрушительны. Единственный выход — оставить на Божью волю то, с чем не можешь справиться сам. Прощение — вовсе не признание зла добром. Прощая, отпускаешь прощаемого на волю Божью…
4
Молясь перед любым начинанием, мы вписываем наши здешние «горизонтальные» дела в большой многомерный общий мир, имеющий еще и вертикальное измерение. Цель дела перестает быть плоской, она вообще перестает быть целью, а становится как бы следствием молитвы — одним из следствий, и даже не самым главным. «И пораженье от победы / Ты сам не должен отличать» — Пастернак это понимал.
5
Любишь другого — и видишь в нем образ Божий. Человек, может быть, и слаб, и мелок, и далек от того, каким был задуман. Но ты видишь тот идеальный вариант развития, к которому он мог придти. И подсознательно ждешь от него соответствия этому идеалу, тянешь действительное к желаемому. Наверное, временами это совпадает — хоть раз в жизни у каждого человека. И, значит, каждый достоин любви.
6
Спекуляции столетней давности на тему «Бог умер» — свидетельство того, что умер Бог, придуманный человеком. Стали отмирать или перерождаться связанные с ним смыслы и социальные институты. Бог же умереть не может — Он может отвернуться на время, и тогда происходит то, что называется «Господь попустил». Так начался ХХ век, так он прошел, то же продолжается до сих пор. Но возникает страшное и радостное предвосхищение того, что вот-вот Господь обернется…
7
Со времен первой Пятидесятницы народом Божьим стало все человечество. История — это история завета народа Божьего с Богом, история отступлений и возвращения. На этот смысловой стержень любые исторические события нанизываются стройно и непротиворечиво. История как наука без вертикальной составляющей всегда тенденциозна и идеологизирована, и просто не может не быть сфальсифицирована.
8
Свобода — это искусство управления границами.
9
История языка: сначала появилась иероглифическая письменность, потом буквенная. Этот факт можно распространить на людей как метафору — до ХХ века были «люди-иероглифы», потом появились «люди-буквы». Каждый «человек-иероглиф» значит что-то свое, отдельное, исполняет некую особую роль. «Человек-буква» сам по себе почти не имеет смысла, но множество людей вместе образуют текст, возможно, более сложный, чем иероглифический.
Богоматерь родила Бога-Слово, то есть вочеловечившегося Бога.
10
Привычка современных мужчин и женщин всякий раз начинать отношения с «нулевого цикла» и завершать их, убегать, когда приходит пора заниматься настоящим строительством — удел большинства. Их жизнь — сплошные ямы. А что еще нулевой цикл, как не котлован?
11
Турецкая культура впитала культуру Византии через общую географию и трансляцию бытовых укладов. Русская культура восприняла византийскую через православие. Отсюда — неожиданное, но закономерное сходство русского и турецкого менталитетов.
12
Наверное, покаяние надо понимать как осознание, в основе его лежит потребность человека «быть хорошим». Нераскаянное вытесняется — так возникает дырявое сознание, дырявая жизнь, дефекты памяти и внимания, ведущие постепенно к уменьшению объема психики.
13
Старость — мудрость и старость — маразм: в первом случае человек до конца жизни не только не теряет, но развивает способность различать вечное в ежедневном, узнавать добро и зло под любыми масками; во втором случае он приписывает черты Абсолютного частному, временному, случайному, не распознавая добро и зло в новых обличиях. Стариков-мудрецов сегодня почти нет. Если молодым людям такие встречаются, им это общение необходимо, интересно, так как эти старики за долгую жизнь встретили гораздо больше масок, чем молодые, и могут сказать: «Маска, я тебя знаю!». Своими высокими различительными способностями они обычно умеют делиться с окружающими.
14
Иллюзии прошлого: людей объединяют или разъединяют географические границы, язык, культура, религия, национальность, образование, социальный статус, и т. д. и т. п. Сейчас все очевиднее: принадлежность к любому из этих множеств почти ничего не значит. Каждый человек сам по себе уникален. Людей объединяет только способность или неспособность любить и отличать добро от зла.
15
Антоний Сурожский пишет о том, что форма религиозной жизни культурно обусловлена. Значит, культуру можно определить как плоть духа?
16
Труднее всего человеку смириться с самим собой — таким, каков он есть на самом деле: немощным, глупым, ленивым, недобрым. Поэтому большинство людей не умеет и не хочет оставаться наедине с собой. Современный социум этому помогает: ТВ, радио, компьютер — все для развлечения, отвлечения, завлечения… Но только в одиночестве можно уйти из горизонтали в вертикаль и лично встретиться с Духом. Мы боимся этой встречи и откладываем ее на потом. Нас окликают — мы не слышим. Стучат по плечу — не слышим. Бьют по голове — мы воспринимаем наши беды как нечто, от чего надо избавиться быстро и любой ценой. Опять же современный социум предлагает помощь: психотерапия, высокотехнологичная медицина, любые путешествия, кредиты и ипотеки, легкость оформления браков и разводов… Есть люди, которые никогда не становятся собой и никогда не встречаются с Духом.
17
Эгоист не может отличить, что для него благо, а что зло.
18
Неважно, что именно делать — важно качество усилия.
19
Человек с непредсказуемым прошлым: оно зависит от того, что именно нужно оправдать в себе сегодня.
20
Назвав Путина «Крошкой Цахесом», Шендерович предвосхитил события: именно Крошка Цахес и должен был призывать мочить врагов в сортире! Пока сам не утонул в горшке…
21
С возрастом большинство людей начинают жить «по памяти»: они помнят, что следует испытывать некие чувства, и имитируют их. Другие люди вообще отказываются от чувств вследствие их полной прожитости, то есть изжитости.
22
Бывают «многоэтажные» люди: на одном этаже эгоизм, на другом талант. Беда, если эгоизм и талант встречаются на одном уровне — эгоизм всегда побеждает.
23
Разные люди не могут совершать одинаковые поступки: всякий раз схожие на взгляд действия означают что-то иное. В противном случае тот, кто бы переписал «Онегина» от руки, был бы равен Пушкину.
24
Атеизм — это отказ от таланта.
25
Я не понимаю, что такое обида. Когда люди делают больно, их или очень жаль, или возникает протест.
26
Живой человек — это время. Мертвый — остановленное время. Новая жизнь — воспитание времени, а не власть над ним.
27
В литературной юности казалось, что вокруг могучий «лес»: не кумиры, но старшие братья, учителя. Куда все исчезло? Или каждый, кто не умер, сейчас абсолютно одинок? А до уровня Учителя никто так и не вырос…
28
О многих современниках можно сказать: пал в битве между детской душой и подростковым рассудком. Победили страсти.
29
Бог-Отец — это Эдем и первое нарушение Завета первыми людьми. Бог-Сын — это Иудея и второе нарушение Завета, в основном, евреями. Дух Святой — это сердце каждого человека, где идет битва между Богом и его противником. И уже нет коллективной вины и коллективной ответственности, как у евреев.
30
Мы любим детей за то, что они нам ничего не должны.
31
Ложь — это искажение континуума «пространство-время». Именно поэтому известно, кто отец лжи.
32
Стихи ничего не могут изменить в мире. Символизм слишком груб и примитивен. Возможно ли создать реализм, соответствующий нынешнему состоянию реальности?
33
Самое ясное сознание — между сном и бодрствованием. Это мгновение перехода — не аналог ли момента смерти, когда можно ускользнуть в жизнь вечную, а можно проснуться, умыться и пойти на работу — то есть воплотиться еще раз?
34
Люди боятся старости, так как многие умирают задолго до смерти и не хотят остаться наедине со своим разлагающимся трупом.
35
Отпевание в церкви — эмоциональное доказательство реальности жизни вечной.
36
Социальный успех маскирует смерть души. Поэтому с ним расстаться бывает труднее, чем с жизнью. Живому человеку эти «сияющие высоты» только мешают жить.
37
Любовь людей друг к другу — доказательство бытия Божьего. Если она есть, то никуда никогда не уходит. Ей имманентно все, что присуще Богу. Но предавать ее — поступать как апостол Пётр — до трех раз только можно…
38
Фильм «Иди и смотри» говорит, что Зло может родиться и в человеческом обличии. Но его нельзя убить в колыбели! Что значит «Господь попустил»? Это не воля Его, но и не пресекается почему-то. Отдается людям ради свободы выбора?
39
Вся история была вчера. Пот древних греков пах так же, как наш, и соль имела тот же вкус. Время — иллюзия, модель, вживляемая в сознание после рождения. Реальность доступна человеку не в ощущениях, а в жизни духа.
40
Молиться сегодня, кажется, некому — все храмы строят! Это значит, что снова тело важнее духа, по-прежнему физическое — приоритетно.
41
Начало и конец бывают только в сказках. Легче представить Бесконечность, чем начало и конец чего-либо.
42
Все, что мы делаем, меняет судьбы детей. Ну, и Космоса, конечно… Но мести перед собой веничком, чтобы не раздавить муравья — это не ответ на сложное задание, а халтурная отписка. Надо бы забыть и о муравье, и о возможных последствиях его гибели. Но так пройти (не по земле, а над ней?), чтобы муравей уцелел!
43
Проблема отцов и детей сегодня: отцы доказывают детям, что их, отцовское, детство продолжается — и побеждают!
44
Успешная социализация в нашем мире — это успешная имитация жизни.
45
Всякая цель оказывается мимоходом достигнута, если не рассматривать ее в виде цели. Стрелы следует посылать в болото — то есть, куда Бог пошлет.
46
Все со всем связано и все есть Бог. Это уровень сложности, интуитивно угадываемый, но недоступный для анализа отдельному рассудку.
47
Россия — удивительное место. Здесь, как нигде, ясно видна «ценность» разнообразных представлений человечества о себе самом и своих путях. Все маскировки исчезают, все выражено в крайних формах, и тот, кто догадывается обратиться к Богу, всегда оказывается рядом с Ним.
48
Табуируя тему смерти, атеистический социум лишает своих членов возможности достичь истинной старости (а не физической дряхлости). А это, в свою очередь, становится стимулом сохранять всю жизнь черты пубертата, не стремясь к зрелости. Что и наблюдаем…
49
Очевидно, что сейчас уже не может быть справедливых войн. В той плоскости, где привыкли искать решения, их больше нет — ни в политике, ни в логических построениях, ни, тем более, в военных действиях. Должна родиться новая система ценностей (воскреснуть изначальная, базовая?) из которой будут вытекать адекватные системы принятия решений.
50
Богатому и впрямь трудно войти в Царствие Небесное. Управление производством, финансами, недвижимостью, СМИ требует уймы сил и времени. За вложениями капитала надо следить круглосуточно…
51
Мы живем в несправедливом мире — наверное, это нужно для того, чтобы сохранять форму. Форма задается границами, значит, должны быть области, принципиально отличаемые друг от друга, иначе идеи границы просто нет — например, Добро и Зло. Культура — тоже конфигурация границ, причем в разное время разная. Важно и необходимо само наличие ограничений. В противном случае происходит распад формы, распад культуры, распад самой жизни воплощенной.
52
Кем становились люди Средневековья, рожденные с талантом программиста или кинорежиссера? Если талант не находит применения в свой век, во что он воплощается?
53
Прошлым летом изменились трава, листья, птицы в лесу — все вроде бы то же самое, но как будто не совсем то. Но почему мы уверены, что цикличность природы абсолютна? Наша планета совершает не только вращательное, но и поступательное движение. И Солнечная система, и Галактика перемещаются в пространстве. А почему разные места пространства должны обладать одинаковыми свойствами?
54
В природе времени нет. Животные это отлично знают, растения — тем более. Время — это функция человеческой психики.
55
Чем больше людей, тем меньше времени. Время по-разному, с разной скоростью идет в городе и в деревне. Самое «быстрое» время — в мегаполисе, самое «медленное» в лесу, в одиночестве.
56
Гламур — это Амур в глазури.
57
Золотые ангелочки, пышные виноградные грозди, зеркала… И все это в храме! Барокко — дитя порока.
58
Когда кухарка управляет государством, это еще полбеды: она хотя бы умеет готовить и знает, что почем на рынке. Настоящая беда, когда к власти приходят кухаркины дети — наглые, вороватые, ничего не умеющие. Так сказать, пригредшие хамы.
59
Художественное — в нашем понимании — творчество возникает там и тогда, где и когда развивается наука (примеры тому — Древняя Греция, эпоха Возрождения, Новое и Новейшее время). Там же, где преобладает магический способ познания мира, художественного творчества как такового нет. Вот изображение животного. Экспрессия, пластика и прочие приметы изобразительного искусства могут быть сравнимы, но цель, а главное смысл изображений — разные. В магически ориентированном социуме изображения животных — залог удачной охоты. А там, где главенствует научный способ описания и понимания мира, это только художественный образ.
60
Во всех сферах науки и производства жалуются на дефицит кадров. Молодежь или уходит в бизнес, или уезжает, или имеет диплом, но не имеет квалификации (увы, многие молодые люди, по словам работодателей, вообще не способны к обучению и стопроцентно профнепригодны). Интересно, как обстоят дела у чекистов? Их молодое поколение тоже недееспособно?
61
Дьякон отец Александр возвращался домой со службы на машине. Его остановил гаишник с явно коррупционными намерениями (отец Александр ПДД не нарушал). Денег у дьякона с собой не было. На вопрос гаишника, откуда и куда он следует, отец Александр дал честный ответ. Гаишник сначала смутился, потом обрадовался: «А сорокоуст бесплатно отслужите?» Получив согласие, отпустил.
62
Проект газоскреба на Охте очень похож на дворец Великого Игвы, описанный Даниилом Андреевым в «Розе мира». Инфра-Петербург рвется из своего слоя в наш. А кто у нас выступает в роли Великого Игвы?
63
Областной Институт усовершенствования учителей лет двадцать назад занимался обследованием «женских» семей, состоящих из дочери, матери и бабушки, причем ни деда, ни отца там никогда не было. Оказалось, что девочки-подростки, растущие в этих семьях, не понимают, зачем вообще нужны мужчины. Материальное положение таких семей не слишком отличается от положения семей полных, психологический климат там бывает и более благоприятный, поскольку в полных российских семьях мужчины часто пьют. Но как эти девочки, родив сыновей, будут к ним относиться, как станут воспитывать? Двадцать лет уже прошло…
64
Когда грянет новый кризис, куда денется армия «условно тридцатилетних» людей, одураченных якобы элитным якобы образованием — менеджеров, пиарменов и пр.? Они привыкли к солидным доходам и соответствующему уровню потребления за счет выдувания мыльных пузырей. Они ничего не умеют, и, что хуже, не подозревают об этом. Им объяснили, что мир живет по законам, которых больше нет (а на самом деле, никогда и не было, всегда работали иные законы, о которых человечество не то чтобы забыло, но перестало принимать всерьез).
65
Начало ХIХ века — золотой век русской поэзии, начало ХХ — серебряный, начало ХХI — мусорный.
66
Если Ленин был грибом, то Путин, конечно, вирус.
67
Математика как предмет и метод содержит в себе идею Бога, поскольку никакой математики не может быть без аксиоматики. Аксиоматика — то, что дано изначально, то, что мы принимаем на веру. Кроме того, математика имеет дело с идеальными объектами.
68
Психотерапия нужна в мире, где исчезает любовь.
69
Общество, в котором рождается мало детей, подсознательно избегает войн — особенно гражданских.
70
В русской революции, а затем в коллективизации участвовали внуки и правнуки крепостных. Реформа Александра Второго была для них таким же относительно недавним прошлым, как для нас сталинское время. Во многих современных российских семьях до сих пор жив образ вождя. Семейная память о Сталине продолжит транслироваться до тех пор, пока внуки и правнуки будут помнить своих родственников — пионеров и комсомольцев сталинской поры. Не в этом ли причина того, что сталинские клише легко прививаются в молодежной среде?
Все то же самое можно сказать о рабстве: внуки крепостных легко приняли новое закрепощение, потому что помнили своих дедов-рабов, носителей рабского сознания.
71
Во всем мире — хайтек и нанотехнологии. У нас — хуетык и бананотехнологии.
72
Ягода — Иегуда — Иуда предал Христа.
73
30-го октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. А 31 октября — День работников тюрем и СИЗО, плавно переходящий в Хеллоуин. Широк русский человек!
74
Подруга искала некое учреждение в незнакомом районе. Обратилась к бабушкам на лавочке. И услышала: иди, милая, прямо, потом налево, дойдешь до места, где собаки лежат, за ними сразу направо — и найдешь. Подруга обалдела, но по маршруту пошла. В указанном месте действительно лежала стая бродячих собак. Следуя указаниям, она обнаружила искомый объект.
75
За девятисотлетнюю историю христианства на Руси было канонизировано три тысячи мучеников. А в ХХ веке — тридцать тысяч. И работа по канонизации продолжается…
76
Ложь и пошлость тесно связаны: то, что по сути ложь, по форме часто пошлость. Правда убедительна, в том числе, эстетически.
77
Законы языка диктуют логику умозаключений. Например, говорят: «Всякая палка о двух концах». Но бывает и об одном: в том случае, когда «палка» и «конец» — синонимы.
78
Алексей Хвостенко вспоминал, как когда-то исполнял новую песню, посвященную Льву Гумилёву, в присутствии самого Льва Николаевича. Гумилёв выслушал и сказал: «Ну, в стихах я понимаю плохо…».
Когда-то, посещая лекции Гумилёва на географическом факультете университета, я отметила, что в профиль он похож на мать, а в фас — на отца.
80
Настоящая вина Ходорковского в том, что он вывел на орбиту господина Суркова.
81
Чтобы быть добрым, нужны силы. Слабому и завистливому сил хватает на зло и зависть. Абсолютное Добро — синоним Божественной силы.
82
Орден — вещь сакральная. Государственная награда имеет прежде всего нематериальную ценность, даже если сделана из золота и бриллиантов. «Вес» ордена зависит от того, кого и за что им награждают. Нынче в России награждают и прохвостов, и настоящих преступников.
83
Грозный Бог иудеев, страдающий Бог-искупитель христиан, милостивый и милосердный Бог исповедующих Ислам — Единый Творец неба и земли, видимого и невидимого мира, всякой твори и человека. И Его сшедшие с ума современники пытаются надуть и использовать в своих целях?!