Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 3, 2011
Критика
Антология одного стихотворения. — Кн. 1: Перекрестное опыление / Сост. В. Мишин — СПб.: ВВМ, 2011
Собрание сочинений. — Т.1. Стихотворения 2009 года: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга / Сост. Д. Григорьев,
В. Земских, А. Мирзаев, С. Чубукин. — СПб.: Лимбус Пресс, 2010
За последние несколько лет вышло значительное количество поэтических антологий, многие из которых были встречены читателями неоднозначно и вызвали полемику в литературных кругах. Вспомнить хотя бы такие книги, как «Русские стихи. 1950-2000», «Стихи года. 100х1», «Петербургская поэтическая формация», «Аничков мост» и др. И, кажется, чем больше споров возникает вокруг очередной антологии — тем активнее новые составители берутся за подготовку следующей.
Чем же вызвана такая потребность в антологиях именно сейчас, на рубеже 2000-х и 2010-х годов? Окончание первого десятилетия XXI века, безусловно, наталкивает на размышления о его итогах и возможных путях дальнейшего развития русской поэзии. Тем не менее, 90-е годы, вопреки этой логике, не отличались таким количеством и — главное — разнообразием антологий, как последние пара лет. Впрочем, это, скорее всего, объясняется тем, что осмысление всегда несколько отстает от литературного процесса.
При этом нельзя не отметить, что антологии уже давно перестали быть только совокупностью текстов, объединенных под одной обложкой по тому или иному признаку. Все чаще антологии становятся своего рода художественными произведениями второго порядка, состоящими из уже существующих самостоятельных произведений. В таком случае определяющую роль начинает играть концепция, т. е. принцип, которым руководствуются составители при отборе текстов. Он может быть довольно очевидным — например, «стихи поэтов города N» или «стихи поэтов не старше 25-и лет»; может быть нарочито игровым — «стихи о рыбах» или «стихи, написанные 31 декабря»; возможна комбинация принципов. Сейчас, при уже упоминавшемся обилии антологий, каждый составитель стремится создать оригинальную, неповторимую концепцию, сделать свой проект наименее похожим на остальные.
Два ярких примера антологий с необычной концепцией представляют собой недавно вышедшие в Петербурге книги «Перекрестное опыление» и «Собрание сочинений. Том 1».
«Перекрестное опыление» — новый проект Валерия Мишина и Тамары Буковской, уже много лет занимающихся проектами, продолжающими традицию самиздата. Это как раз один из тех случаев, когда сборник произведений разных авторов представляет собой не просто группу текстов, собранных в одной книге, а целостное произведение искусства. Идея проекта состоит в том, что авторы объединяются в пары и пишут отклики (рецензии, комментарии) на стихотворения друг друга, затем каждое стихотворение публикуется вместе с соответствующим откликом. Так, каждый автор оказывается представлен двумя текстами — стихотворением и откликом на текст другого автора. Эта «перекрестность» очень оживляет книгу, особенно на фоне других антологий, лишенных игровой составляющей. Интерес для читателя представляют не только сами стихотворения (которые, например, можно найти в другой книге или в Интернете), но в первую очередь отклики, отражающие сложную систему литературных и личных связей и отношений между авторами. Живой, творческий характер антологии подчеркивают и отклонения от основного принципа: некоторые авторы объединились в «тройки» — например, Данила Давыдов, Юрий Орлицкий и Татьяна Данильянц; другие же — например, Слава Лён — не ограничились откликом на одного поэта.
Таким образом, антология фиксирует современный литературный процесс в самых разных его проявлениях и впоследствии наверняка станет важным документом нынешней литературной эпохи.
Иная, но также четко выдержанная концепция у другой петербургской антологии — «Собрание сочинений».
В книгу, вышедшую в издательстве «Лимбус Пресс» в конце 2010 года, вошли стихи, написанные санкт-петербургскими авторами в 2009 году. Составители — Дмитрий Григорьев, Валерий Земских, Арсен Мирзаев и Сергей Чубукин — сознательно отказались от принципа «групповых могил», когда авторов — много, а стихотворений от каждого автора — одно-два, и пошли по другому пути. В первом томе «Собрания сочинений» 35 авторов, каждый из которых представлен солидной подборкой — из 10-ти, а то и более стихотворений. Это позволяет читателю составить достаточно полное представление о творчестве каждого поэта.
Авторы объединены в несколько довольно условных разделов, озаглавленных цитатами из входящих в них текстов. Представленных в каждом разделе поэтов объединяют связи разного характера — сходство поэтик и видения мира, поколенческая, биографическая близость. Такая группировка авторов, с одной стороны, не дает жесткого (и поэтому заведомо спорного) разграничения на литературные общности или течения, никого никому не противопоставляет, а с другой стороны, дает читателю своего рода подсказку, как сейчас принято на некоторых Интернет-сайтах: «Если Вам понравилось это, скорее всего, Вам должно понравиться также это и это» или «Тем, кому нравится это, чаще всего нравится также это и это».
Показательно, что уже первый том антологии (из задуманных пяти) включает в себя почти всех лучших современных петербургских поэтов — от молодежи до «живых классиков». Здесь есть и представители «поколения «Дебюта» Дина Гатина, Вадим Кейлин, Алла Горбунова, и «изабеллисты» Дмитрий Григорьев, Арсен Мирзаев и Валерий Земских, и Виктор Соснора (представленный, кстати, вопреки концепции антологии, поэмой 1975 года), и Михаил Ерёмин, и Аркадий Драгомощенко, и Сергей Стратановский, и многие другие — одним словом, своего рода панорама современной петербургской поэзии во всем ее многообразии. Всех поэтов объединяет географическая общность — город Санкт-Петербург, а их тексты — дата написания, 2009 год.
Итак, концепции обеих антологий очень разные. В «Перекрестном опылении» каждый автор представлен всего одним стихотворением, что, по большому счету, не дает возможности составить представление о его творчестве, зато присутствует попытка осмысления чужого текста. Важно, что способ этой рефлексии каждый автор выбирает сам: кому-то удобнее написать ответное стихотворение, кто-то вспоминает подробности совместных путешествий, кого-то стихотворение коллеги наталкивает на философские размышления о литературе или о жизни вообще, кого-то поэтический текст другого автора подталкивает «по инерции» и рецензию написать силлабо-тоническим размером, пусть и в прозаической форме…
Идея «Собрания сочинений» такой свободы не предоставляет, однако именно в этой искусственной, нарочитой несвободе и заключается привлекательность проекта как для авторов, так и для читателей. Казалось бы, какой смысл собирать под одной обложкой стихи именно 2009 года? Чем они принципиально отличаются от текстов, написанных в конце 2008 или в начале 2010? Трудно сказать — но может быть, именно «Собрание сочинений» через пару лет поможет нам дать ответ на этот вопрос.
Помимо очевидных и неслучайных пересечений по авторам, у антологий достаточно много общих черт иного рода.
Первое сходство, вполне очевидное, — это география. Обе книги изданы в Санкт-Петербурге, однако степень «петербургскости» у них разная. Если «Собрание сочинений» состоит исключительно из стихотворений петербургских авторов, то «Перекрестное опыление», проект петербургский по месту происхождения и реализации, включает в себя поэтов из других городов, хотя петербуржцы все равно преобладают.
Второе сходство антологий заключается в том, что это долгосрочные проекты, рассчитанные более чем на один выпуск.
Вслед за «Перекрестным опылением» Валерий Мишин и Тамара Буковская планируют выпустить второй том «Антологии одного стихотворения». Книга будет называться «Самоопыление». На сей раз авторы будут комментировать свои стихотворения сами, выбирать же тексты для автокомментария будут составители.
Идея «Собрания сочинений» рассчитана на пять лет. По замыслу составителей, каждый новый выпуск будет включать стихотворения, написанные в течение очередного года, авторов в каждом томе будет сравнительно немного (30-35), и повторяться они от выпуска к выпуску не будут. С одной стороны, такая установка понятна: не хочется, чтобы антология превращалась в площадку для «ежегодного отчета» определенного круга поэтов. С другой же стороны, нам представляется сомнительным, что, при строгом соблюдении принципа полной ротации авторов, возможно будет поддерживать высокий уровень текстов, заданный в первом томе, на протяжении нескольких лет. Не получится ли, что уже второй или третий тома антологии будут состоять из авторов менее оригинальных и значимых, а также из молодежи, еще не достигшей достаточного уровня мастерства? Остается надеяться, что составители найдут выход из этой ситуации.
Еще одна черта, объединяющая две петербургские антологии и отличающая их, например, от уже упоминавшегося московского (по месту издания и возникновения идеи) сборника «Стихи года. 100х1» — это наличие мемориальных блоков, включающих тексты ушедших авторов. В «Перекрестном опылении» раздел, называемый «Yesterday», включает в себя по одному стихотворению Геннадия Айги, Виктора Кривулина, Всеволода Некрасова, Генриха Сапгира, Елены Шварц и др. — одним словом, всех значимых поэтов, ушедших из жизни в течение последнего десятилетия. Комментарии к их текстам написаны авторами основного раздела антологии. В «Собрании сочинений» также присутствует раздел «In memoriam». В первом томе в него вошли стихи Елены Шварц, Виктора Кривулина и Константина Крикунова.
Надо заметить, что мемориальные блоки в обоих случаях выбиваются из общей концепции антологии: в одном случае «перекрестное опыление» заменяется «односторонним», в другом снимается ограничение на дату написания стихотворений. Таким образом, составители жертвуют «красотой» идеи ради включения недавно ушедших из жизни авторов. Это еще раз доказывает, что литературная действительность не может исчерпываться сегодняшним днем — творческая деятельность невозможна без отсылок к недавнему прошлому, а авторы, публикуемые в мемориальных блоках, остаются важной частью современного, сегодняшнего литературного процесса.
Наконец, нельзя не отметить стильный дизайн обеих антологий. Книга «Перекрестное опыление» оформлена Валерием Мишиным в стиле минимализма, обложка, существующая в двух вариантах, выдержана в черно-белой цветовой гамме. Оригинальность книге придает в первую очередь нестандартный формат. «Собрание сочинений» же более привычно по формату, но также прекрасно оформлено черно-белыми фотографиями
А. Веселова. Эти два примера — еще одно доказательство того, насколько важно до мелочей продумывать не только содержание книги, но и ее оформление.
«Перекрестное опыление» и «Собрание сочинений» — два новых, интересных петербургских проекта, которые, кажется, трудно представить себе возникшими в другом городе. Будем надеяться, что их продолжение станет таким же успешным, как и начало.
Анна ОРЛИЦКАЯ