Опубликовано в журнале Зинзивер, номер 4, 2010
Евгений Степанов
Литератор. Кандидат филологических наук. Докторант РГГУ (кафедра сравнительной поэтики).
ПОЭТИКА ВСЕВОЛОДА НЕКРАСОВА
Всеволод Некрасов — классик авангардной (конкретной, концептуальной) поэзии, который уже давно стал неоспоримой фигурой.
Удивительно: Некрасову порой удавалось из двух-трех слов, повторяемых в разнообразной конфигурации и последовательности, создать мистику стиха, самобытное лирическое (лирико-философское) произведение.
Зима
Зима зима
Зима зима зима
Зима зима зима зима
Зима
Зима
Зима
И весна [1]
Всего-то два слова — а настроение передано, диалектика жизни отражена. И появляется надежда на лучшее, и веришь, что рано или поздно зимняя тоска пройдет, и проклюнется весенний росточек надежды. А, значит, надо жить. Жить несмотря ни на что. Вот ведь о чем говорит Всеволод Некрасов — в своей столь нетривиальной (хотя в Германии, например, весьма распространенной) манере.
Лексический повтор — это был излюбленный прием Некрасова. Он им пользовался виртуозно.
* * *
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода
Ночью вода [2]
Нарастающий рефрен в данном случае приобретает полисемантическую окраску и выполняет функции развернутой метафоры. Фраза «ночью вода» может трактоваться и как морской (речной) пейзаж, и как неисправный текущий ночью кран. Высокое и низкое. Поэзия и проза. Бытие и быт. Стихотворение показывает диалектику жизни. И предполагает со-творчество от читателя. Одни увидят здесь красивую романтическую картину, другие услышат монотонность звука и еще раз ощутят остановившееся застойное время…
Всеволод Некрасов писал разнообразные стихи, в том числе — созданные в жанре визуальной поэзии и даже рифмованные.
Например, такое:
В небе
Копоть
В море
Уголь
Это город
Мариуполь. [3]
Коротко, но ясно. Город виден как на ладони.
Рифмы Некрасова разнообразны. Как правило, это точные, глубокие рифмы, например, батарей—фонарей, ГОССТРАХ—кострах, каменеем—как умеем, ель—метель.
Иногда он использовал разноударные рифмы, например, ель—оттепель.
Язык Некрасова — это язык улицы, язык «совка», из которого поэт выжимал — путем остранения и двойной рефлексии — скрытые — своей очевидностью! — дополнительные возможности.
Точно сказал в свое время о поэтике Всеволода Некрасова Владислав Кулаков в книге «Поэзия как факт» (М., Новое литературное обозрение, 2009): «…Некрасов, как и остальные лианозовцы, широко вводит в стих язык социума — в данном случае (стихотворение «Свобода». — Е. С.) обыгрывается язык советской пропаганды. И важным средством обособления, локализации слова становится лексический повтор. Многократный повтор «остраняет» слово, нарушает механизм рефлекса, привычки, инерции и в то же время создает интонационную инерцию, резкий сдвиг, который всегда выразителен» [4].
Поэтов-конкретистов (равно как поэтов-заумников) часто назвали авторами, использующими минус-прием. То есть литературных приемов, на первый взгляд, у них немного. Между тем, эта немногочисленность и немногообразие приемов позволяла (и позволяет) наиболее ярко высветить те тропы и фигуры, которые они используют.
Рассмотрим стихотворение «Дождь и дождь…»:
* * *
Дождь и дождь
И дождь
И дождь
И дождь идет
Идет
Идет
И дождь
Идет
Капля
Кап
Лист об лист
Шлеп-пошлеп [5]
Какими изобразительными средствами показан дождь? Идет повтор существительного дождь, глагол, указывающий на движение, появляется только в пятой строке. И затем рефрен усиливается. В итоге дождь стихает, остается капля, часть капли (кап)… Отметим, что образ капли появляется еще раз в другом стихотворении Некрасова — уже в философском контексте: и мы тоже / вроде / капли в море.
При всем минимализме Некрасова палитра его литературных приемов весьма разнообразна — он использовал оксюмороны (черный свет), неологизмы (Зимаша, снегушки, снегота), он обращался к философским терминам (об этом, в частности, писали филологи Владислав Кулаков и Наталия Азарова). [6] Мастерски (и задолго до поколения поэтов-иронистов) Некрасов применял центоны, включая в конструкции своих стихотворений известные строки и строфы.
он не низок не широк
не широк
он не узок не высок
не высок [7]
Как истинный художник Некрасов писал о неизбежном конце. Как христианин верил, что конец — это начало нового… Характерно в это смысле стихотворение «небо…»
небо
синело синело
стало
сделалось
синим синим
совсем
в том-то все и дело
и скоро мы с ним
увидимся [8]
…Мне посчастливилось довольно часто общаться с Всеволодом Николаевичем. Он звонил мне, покупал наши журналы «Дети Ра», «Зинзивер». Когда я пытался ему их подарить, он гордо отказывался.
Он, вообще, был человеком очень щепетильным и непростым.
В 2006 году я организовал и проводил фестиваль «Другие». Разумеется, пригласил Всеволода Николаевича. Он пришел. Но когда увидел в Президиуме фестиваля другого поэта (не буду сейчас говорить — кого именно) подозвал меня и сказал: «Евгений Викторович, извините, я забыл Вас предупредить, что я очень плохо отношусь к этому человеку и выступать с ним в одном зале не смогу».
Так и не выступил. Хотя всех выслушал.
Всеволод Некрасов оказал большое влияние на современную поэзию, по его стопам пошли более молодые современники — Иван Ахметьев, Александр Макаров-Кротков, Татьяна Данильянц и многие другие.
Некрасов создал школу русского концепта и минимализма, собственную стиховую систему, или СТИМУ (термин Славы Лёна).
Биографическая справка из «Википедии»: «Всеволод Николаевич Некрасов (24 марта 1934, Москва — 15 мая 2009) — выдающийся русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров «второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма». Родился и жил в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Входил в Лианозовскую группу поэтов и художников, наряду с Генрихом Сапгиром, Яном Сатуновским и Игорем Холиным. До перестройки тексты публиковались в самиздате, например, в журналах «Синтаксис» (1959), «37», и за границей, в журналах «Ковчег», «А-Я», сборнике «Аполлон-77» и др. Начиная с 1989 года вышли в свет семь книг его стихов и статей; первая из них была издана за свой счет. Литературно-полемическая публицистика Некрасова в форме открытых писем опубликована в вестнике современного искусства «Цирк Олимп» в 1996 году. В 2002 году в Новосибирске вышла книга его избранных стихотворений. Также публиковал литературно-критические и публицистические статьи. Его тексты переведены на основные европейские языки». [9]
Литература:
[1] Всеволод Некрасов, «Детский случай», М., «Три квадрата», 2008, с. 54
[2] Там же. С. 172
[3] Там же. С. 151
[4] Владислав Кулаков, «Поэзия как факт», М., НЛО, 1999. С. 31
[5] Всеволод Некрасов, «Детский случай», М., «Три квадрата», 2008, с. 98
[6] Наталия Азарова, «Язык философии и язык поэзии — движение навстречу (грамматика, лексика, текст), М., Гнозис/Логос, 2010. С. 282
[7] Всеволод Некрасов, «Детский случай», М., «Три квадрата», 2008, с. 29
[8] Там же. С. 29
[9] Википедия, сайт www.ru.wikipedia.org