Опубликовано в журнале ВОЛГА-ХХI век, номер 3, 2008
“Бельские просторы”, ежемесячный общественно-политический
и литературно-художественный журнал. Учредитель – Правительство Республики
Башкортостан, Соучредитель – Союз писателей Республики Башкортостан.
2007, №12.
Всегда радует, когда узнаешь про еще один литературный журнал, который выходит в провинции и финансируется местной властью.
Конечно, по одному номеру судить об издании с десятилетней биографией не совсем корректно, но, с другой стороны, почти всегда один номер – это и есть журнал, со всеми его плюсами и минусами. Дополнением к представлению о незнакомом журнале мог бы быть перечень публикаций за год, но он отличается полным отсутствием рубрик и даже жанров. В прошлом номере нашего журнала я сетовал на излишнюю, дробящую номер многообразную рубрикацию в журнале “Знамя” (которая, впрочем, присуща и “Новому миру”, а отчасти и нашей “Волге – ХХI век”). Уфимские же коллеги придерживаются полной противоположности – вовсе не сообщать ничего, кроме заголовка.
Художественная проза в номере – представлена исключительно рассказами. 25 рассказов 15 авторов. Сколько-нибудь даже и бегло охарактеризовать такое число текстов, разумеется, нет возможности и места, отмечу лишь тематическое и стилевое разнообразие и общую, в хорошем смысле слова провинциальную, независимость от мейнстрима.
Стихи же, увы, исполнены той истертой риторики, той приподнятой псевдолиричности, что захлестывали второсортную официальную советскую поэзию 50-х – 60-х годов прошлого века. “Теперь тепло. И жизнь, смотри прекрасна! /А ночь поет, не спорь, прошу, поет!”. “Поет рассвет, гудят заводы, / Над Белой зоренька-заря./ Буксиры, баржи, теплоходы /Ее низовья бороздят”. “Старуха-зима обновляет перину, /пушистого снега открыв закрома,/ а ветер кружит метель-балерину /и сводит ее в белом танце с ума”. И т.п.
Критики в номере немного. Не могут не привлечь внимания материалы очередных Довлатовских чтений, которые проходили в октябре минувшего года в Уфимском филиале МГГУ. Есть и любопытная спорная статья Вячеслава Киктенко под гениальным названием “Лысенковщина в поэзии”. По душе мне поход автора на поэтов-“песенников”. Он напоминает, что “Исаковский, Фатьянов, Ошанин, Матусовский писали не тексты, а именно стихи. Стихи для великих песен”. Далее, по его мнению, происходило и происходит неуклонное падение песенного слова, при котором “и Рубальская, и Резник, и Вишневский уже тоже почти классики в сравнении с “Муси-Пуси” и “Ты целуй меня везде”…” И все же нельзя не видеть упрощения темы. Полемически утверждая, что Надсон и Асадов бессмертны, критик не задает более принципиальный, я бы выразился, водораздельный вопрос: почему строки иных самых великих наших поэтов вовсе не становились песнями, начиная с Пушкина, продолжая Тютчевым, Блоком, Пастернаком, а других, начиная с Некрасова, продолжая А.К.Толстым, Суриковым, пели и поют. А самым, насколько я знаю, омузыкаленным русским поэтом был Апухтин. И, кажется, ни при чем здесь ни музыкальность стиха (Бальмонт никогда не был “песенником”), ни народность музы (не услышать песен на стихи Твардовского). И т.д. Словом, тема ненова, но злободневна. Не менее “вечна” и другая тема, о проблемах которой спорят статьи немолодого москвича Алексея Алехина (редактора поэтического журнала “Арион”) и лауреата премии “Дебют” молодого уфимца Игоря Савельева: “Молодая литература: за и против”. Помогать ли начинающим писателям “взращивать” их таланты, или, памятуя известные строки Самуила Маршака: “Кто начал, тот уже не начинающий”, поступать с юными дарованиями по совету Александра Твардовского: “Котят надо топить слепыми”…
В рубрике “Круг чтения” в ряде рецензий на книги по истории Уфы и др. не может не обратить на себя внимание текст “Александр Касымов собирает друзей”. Дело в том, что этот рано ушедший из жизни уфимский критик, издатель прошумевшего в свое время “журнальчика” “Сутолока”, был верным другом, автором и пропагандистом нашей “Волги”. Хорошо, что память о нем жива на родине. Между прочим, именно Касымов был первым, кто обратил внимание читающей публики на новый журнал “Бельские просторы” (см. его статью “Выспимся и пойдем”, “Знамя”, 2000, №3). Отзыв его благожелателен, но строг. На маленькой площади критик подмечает родовые и новоприобретаемые плюсы и минусы провинциального “толстяка”, как, например, обычно сильный краеведческий раздел, “вяловатые, почти сонные, если исполненные какого-то пафоса (например, антиреформистского), то искусственного”, стихи, и излишнее пристрастие к календарю (и через 10 лет краткими справками в номере отмечаются юбилеи не имеющих отношения ни к Уфе, ни к башкирскому краю Андрея Гончарова и Адриано Челентано, Симоны де Бовуар и Шарля Перро, Джорджа Байрона и Василия Сурикова, Огюста Конта и Льва Ландау), и явную “тоску по советскому прошлому, желание повернуть колесо истории вспять”.
Здесь нельзя с огорчением не остановиться на статье Геннадия Старостенко “Достали с полки достали Шаламова”. Почему дважды “достали”, в чем фишка? А в том, что в статье говорится о кинорежиссере Николае Достале и его фильме “Завещание Ленина” по рассказам Варлама Шаламова, и таким образом критик каламбурит с фамилией режиссера. Вполне допускаю и негативное восприятие этого фильма (хотя у меня иное мнение), однако крайне неприятно в достойном журнале встретить погромнодоносительскую фразеологию: “Вбивая клинья в историю народа”, “Установка на разлом исторического сознания народа”, “Чернуха и натурализм”, “Полное вранье”, “Специфически русофобский”, “беспросветное очернилово”, “махровый антисоветизм”. Признавая антисоветизм самого Шаламова, автор статьи полагает его “личной человеческой и страшной правдой” самого писателя. Сторонников же фильма рецензент именует “они”: “Это их мнение. Это наша маленькая победа – убеждены они”. Кто же они? “Гидра, на которую ходили колонны в 92-м и 93-м, потеряла несколько своих голов и щупалец – но обрела много новых”, – заключает свой мрачный приговор Геннадий Старостенко.
В заключение обращусь к одному из членов редколлегии, известному башкирскому литературоведу и критику, профессору и моему старому (с 1971 года) приятелю Р.Н. Баимову: “Дорогой Роберт! Я очень рад, что у нашей “Волги – ХХI век” есть собрат на берегах реки Белой, успехов вам, но… перечитай статью Александра Касымова о 1-ом номере “Бельских просторов”.