Опубликовано в журнале ВОЛГА-ХХI век, номер 3, 2008
Представленные в этом номере поэты семинара “Северная зона”… впрочем, начать вводную статью так – значит пропустить как само разумеющееся строительство литературной стратегии под названием “уральская школа поэзии”, антологию, составленную Виталием Кальпиди, с которой чуть ли не все в этом регионе пошло в рост. А если все-таки попытаться вспомнить все, то тогда уж надо будет обязательно рассказать о журналах “Урал” и “Уральская новь”, об истории возникновения клуба “Капитан ЛебядкинЪ”, про Олега Дозморова, Романа Тягунова, Елену Тиновскую и других поэтов круга Бориса Рыжего. И еще подробно о премии “ЛитератуРРентген”, которая благодаря усилиям директора одноименного фестиваля Василия Чепелева с 2005 года присуждается поэтам и культуртрегерам в нескольких номинациях и уже давно переросла региональный статус. О нижнетагильской поэтической школе и чудесном Евгении Туренко.
Сказать “уральские поэты такого-то поколения” значит опять-таки нажать на невидимую глазу гиперссылку, и опять всплывает список проектов, изданий, имен.
Попробую с нуля. Авторы поэтического семинара “Северная зона”, представляющие 4-ое поколение уральской поэзии, вполне, как мне кажется, могут быть прочитаны вне этого контекста. Конечно, у каждого яркого явления есть своя легенда, но нет смысла рассуждать о хлебе, не попробовав его.
Уральская поэзия поделена между Европой и Азией, отсюда горячность и рабочая злость, отсюда же и культурное эхо, многоголосье, переходящее в стихию речи. Говорение стихами слышно у всех за редким исключением в этой неслучайной выборке. Что это значит? Да вроде бы ничего, кроме как существования единой среды, своеобразной метки, пароля для своих.
Говорить с тобой в полбуквы,
В полстакана твердой водки…
И у Александра Петрушкина, автора вышеприведенных строк, и, например, у Яниса Грантса есть точки совпадения, не только географические. Челябинск и Кыштым понимают друг друга также легко, как и Нижний Тагил – Екатеринбург, оставаясь разными по манере письма и оттенкам авторской речи. В связи с этим стоит упомянуть возникший в августе прошлого года сетевой проект – библиотеку современной уральской литературы “Зона несоответствий”, который, по словам Александра Петрушкина, представляет собой “объединение частностей, принадлежащих единой территории, тех частностей, которые, не будучи зачастую даже знакомы друг другу, слышат единый гул треугольника “Пермь – Екатеринбург – Челябинск” и пишут не единым стилем, а единым звуком-интонацией” (интервью Анастасии Богомоловой “Зона особого внимания”, Gazetachel.ru ).
Уральский литературный процесс, если судить по информации на одноименной закладке “Зоны несоответствий”, включает в себя несколько фестивалей и мероприятий фестивального характера, работу литературных образований (клубы, семинары и студии) и издательские проекты. На одном из таких фестивалей “А-Либитум” в Перми мне довелось побывать в марте этого года. Закономерно, что и там финальную восьмерку составили представители все того же треугольника.
Семинар “Северная зона”, возникший в 2006 году и объединивший поэтов Челябинской и Свердловской областей, помимо участия в региональном фестивальном движении (в качестве организатора породив серию поэтических фестивалей “Новый Транзит”, г. Кыштым), выпускает собственную книжную серию “Стихи Северной Зоны”, где уже вышли сборники стихов Александра Петрушкина, Дмитрия Машарыгина и Салавата Кадырова.
Что еще следует отметить, прежде чем перейти к самим стихам? Урал в отличие, скажем, от Нижнего Новгорода, слишком далек от столицы и поэтому не может похвастаться такой же насыщенной литературной программой с участием первых лиц современной поэзии. Но, с другой стороны, такая дистанция позволяет выдержать паузу, прежде чем принять новые течения в поэзии, тем самым проверив их на состоятельность и актуальность.
Алексей Александров