Опубликовано в журнале Волга, номер 9, 2021
Валерий Силиванов родился в г. Первоуральске в 1972 году. Закончил Московский физико-технический институт. Автор слоговых палиндромов и анаграмм. Публиковался в изданиях: «Другое полушарие», «Журнал ПОэтов», «Дети Ра», «Футурум АРТ», «Черновик», антологии «Свобода ограничения» и др. В 2011-м выпустил книгу анаграмм «Двуногие приматы! Гуманоиды! Привет!». Живет в Москве.
От автора: Анаграмма – текст из двух частей, составленных из одного и того же набора букв. Например, переставляя буквы, но не добавляя и не удаляя ни одну из них, слово СЛОВО можно превратить в ВОЛОС, а ТРЕСНУЛИ ПО НОСУ – в ИССТУПЛЕННО ОРУ.
В этой форме я написал воспоминания про студенческую жизнь в Московском физико-техническом институте (МФТИ) в первой половине 1990-х.
***
Студента Колю всегда ужасно тянуло все крушить. Например, бить зеркала в коридоре общаги.
После он воцерковился и начал творить жуткое количество добрых дел. Благоустраивал храмы, готовил к изданию душеполезные книги и непременно помогал всем, чем мог. При этом увлеченно занимался наукой.
Вскоре героя арестовали за порчу на улицах рекламных щитов с неприличным, на его взгляд, содержанием.
Затем полностью оправдали в суде, так как учли – громил он только всем во благо. Будто б не криминал тебе.
Потом Никола женился на судье, вынесшей этот приговор, и они завели огромную кучу детишек.
***
Многие у нас после третьего курса переехали из долгопрудненской общаги в московскую, в Зюзино. И это однажды привело к странным и суровым последствиям.
Толя после института получил МВА в Чикагском университете и остался пока в Штатах. Как-то он, весьма незадачливо, не успел продлить вовремя паспорт РФ, так как погрузился в работу и сутками упорно трудился на Уолл Стрит, как бык на пашне. Наконец все же собрался и зашел в наше консульство, где сказали, что сейчас нужно переподтвердить его подданство.
Спустя пару недель его позвали и сухо сообщили с мерзкими усмешками:
– Вам отказано в выдаче паспорта. Вы не гражданин РФ.
Толя обомлел, вскипел:
– Что? Искусно шутите. Не купился. Право, это слишком.
– При распаде СССР проживали в другой стране.
– В России! Казус. Заявляю протест.
– Успокойтесь! Хотите письменное доказательство? Глядите, вот ответ на запрос долгопрудненского отдела МВД: «Отбыл: Керч».
– Да не в Керчь, а в Москву на улицу Керченскую.
– А тут не так написано.
Так необыкновенно глупо Толик лишился гражданства.
***
Однокурсник Игорь сказал, что никогда больше не поедет в США.
– И почему? Ведь ты же там учился два года и тебе нравилось?
(Он закончил Уортон, лучшую бизнес-школу в стране и в мире.)
– Как-то я поехал в Штаты на встречу выпускников, и в аэропорту на паспортном контроле у меня не совпали отпечатки пальцев. Очевидно, из-за какого-то сбоя.
– И чего потом? Уверен, разобрались.
– Отвезли в полицию. Посадили в клетку. Провел там много часов. Допрашивали не понарошку. Тупо, зверски ругались. Очень-очень гнусно. Кошмар.
– Хорошо, разное бывает. Как-то это слабая причина, чтоб не ездить в Америку. Не такая безумная трагедия.
– Да, точно. Через год, по-детски улыбнувшись, снова полетел на встречу выпускников.
– Ну и как?
– Повторилось точно то же самое.
***
В стройотряде на Курилах я получил сотрясение мозга и потерял память. Сначала меня принесли в дом, где обитали наши физтехи. Обнаружив амнезию, все жутко заволновались.
– Валера, а ты совсем не помнишь, что летели из Москвы на самолете?
– Нет.
– Суровое дело. А как плыли на корабле с Сахалина на Итуруп?
– Нет.
В замешательстве люди беспокойно заерзали.
Я вспотел. Утомленно лежа на матрасе, жалобно охал.
Серьезно, не игра. Немыслимо, бляха-муха. Немыслимо.
– Ладно, а чему равен интеграл от синуса пяти икс? А производная от икс в степени икс?
Получив ответы, решили – не так фатально я ударился. И отправили к врачу.
***
Девяносто второй год. Конец работ в стройотряде. Мы с Дмитрием Петровичем решили вдвоем лететь с Итурупа на Сахалин на самолете.
Почти сутки добирались на попутках до аэропорта. Кстати, там все водители всегда останавливались сами, если идешь по дороге, и предлагали бесплатно подвезти.
А когда мы приехали, выяснилось, что самолет улетел, а следующий будет через неделю. Вот фиаско! Вот какая жуть и жесть. Однозначно. Увы.
И крутая же досада, поверьте.
Мы титанически страдали. Расстроенно ругались и охали. В тревоге чесали черепа — гадали, что делать. Нам посоветовали: тут везут семьи офицеров, – попробуйте договориться с экипажем, чтоб вас взяли на борт. Шанс! Подошли к командиру:
– И кто вы, люди?
– Студенты.
Ответил:
– Давайте садитесь.
Мзду не принял. Вопиюще легко подействовало. Успех.
Так мы и долетели – лихо добрались до места на десантном самолете.
***
Помнится, на военных сборах не только жили, ели, преглупо маршировали, как тупоумные особи, но и феерично и могуче водили хороводы.
А именно – в ночи перед отбоем смыкали руки вокруг футбольного поля и, хохоча, неторопливо шли и хором орали дивные и ужасные песни.
***
Виталий Юрьевич, наш сосед по физтеховскому общежитию в Долгопрудном, регулярно ездил в гости к друзьям в МГУ на пару суток. И как-то раз по весне он направился туда, как обычно, и совсем неожиданно для нас пропал на неделю.
Когда возвратился, прикурил один. На вопрос, как живут в МГУ, сипло проинформировал: «Да я не знаю». Оказалось, студент по пути нехило зашел на секундочку на чей-то день рождения в соседнюю с нами общагу, где потом был все время.
***
Весной я с Виталием Юрьевичем и Юрой релаксировал на террасе. Попивая эль, вспоминали звездные и оттяжные студенческие годы. Поевши с охотой до отвала, Виталик честно поведал, что раз он угодил с воспалением легких в больницу в Долгопрудном. Положили на кушетке. Терапия.
Там медики вежливо и настойчиво просили его помочь возить умерших пациентов из палат в морг. За это Виталика еженедельно отпускали в выходные дни на волю.
«Слушайте, очевидно, вся история – полная ерунда, – слегка невесело перебил Юра, – ты просто не лечился в долгопской дурке».
***
Как-то Виталик, всем нам на зависть, крепко спал почти до обеда. Самозабвенно дрых. И пришло предложение:
– Надо устроить ему ПОБУДКУ.
Мы все деликатничали:
– Не пора.
Он забавно храпел.
Кто-то, покривившись, мудро подсказал с убеждением:
– Надо устроить тапком ПО БУДКЕ.
***
Бывало, лежа высоко у себя на кровати на втором ярусе, Дмитрий Петрович метал ножи в дверь комнаты. Весьма сурово и умело. Как ниндзя. С запалом. Притом скажу, что дверь запирали не всегда.
Опасно. И как-то дома чуть не пролилась кровь.
Едва кинув нож, Дима (а его рост – два метра) не удержался и, быстро взвыв, упал метеором.
А приземлился он живым. Без травм, увечий, синяков. Красота.
***
На втором курсе шли с Димой по студгородку, и с нами заговорил человек. Он оказался интересным, невероятно красноречивым рассказчиком. Учeным и кандидатом в народные депутаты. (Тогда проводили первые в России парламентские выборы.)
Мы увлеченно внимали его речи. Ну и время бежало совсем незаметно.
Он смиренно поведал нам о себе. Говорил о науке, лидерстве, идеологии, гармонии мира, важности демократии. Мудро вразумлял нас. Причем редкостно красочным языком.
Часа через три, надрывно взывая к чувству долга и к совести, спросил:
– Как, умные вы мои, пойдeте на выборы?
– Нет.
– А почему?
– Мы несовершеннолетние.
***
Один раз соседи решили употребить в пищу голубей, так как мнили – ими реально всем можно кормиться даром. И не то, чтоб жизнь жутко заставила, а так. Шальные молодые герои отловили пару штук во дворе и, весело похвастав, принесли на кухню.
Вовсю начали разделывать, но все-таки не смогли преодолеть брезгливость и отдали туши нашим полудиким котам. Те их тоже жрать не стали, но лихо порвали на куски и буйно разнесли кровавые ошметки и перья по всему общажному коридору.
***
Это, ребята, отчет о диком баловстве. Студенты МФТИ на первое апреля картинно красили рельсы.
После было так. Утро. Темнота. Быстро идет первая электричка, светит фонарями, а рельс не видно.