О кн.: Лев Гурский. Министерство справедливости
Опубликовано в журнале Волга, номер 9, 2020
Лев Гурский. Министерство справедливости. – М.: Время, 2020. – 288 с.
Корпус произведений о торжестве некогда попранной справедливости очень велик. Объединяет их один общий мотив – торжество справедливости часто происходит благодаря вмешательству волшебства, сверхъестественных сил или ещё чего-то такого, чего в реальной жизни не встречается, как не встречается и сама справедливость. Эдмон Дантес достигает успеха благодаря волшебному кладу, тайну которого ему сообщает аббат Фариа. В романе «Мастер и Маргарита» гарантом справедливости выступает дьявол. В классическом детективе правосудие обеспечивает индивидуальный гений Шерлока Холмса, мисс Марпл, Пуаро и т.д. Пример поближе – в сериале «Молодой папа» справедливость находится в руках Папы-чудотворца. В ряде произведений, среди которых «Граф Монте-Кристо», «Десять негритят» (новое название – «И никого не стало») или сравнительно новый роман Юлии Яковлевой «Вдруг охотник выбегает», царящая несправедливость столь вопиюща и непобедима, что единственной возможной формой протеста против неё становится ответное преступление или самосуд. Всё описанное в этих романах зло вполне реалистично, а вот воздаяние за него – фантастично. Поэтому, будучи вполне жизнеутверждающими и оптимистичными на поверхности, все эти вещи при чуть более близком рассмотрении весьма и весьма печальны, чтобы не сказать безнадёжны.
«Министерство справедливости» Льва Гурского (Роман Арбитман) относится к числу именно таких произведений. В нём изображена «прекрасная Россия будущего», которая пытается избавиться от «тяжёлого наследия прошлого», то есть нашего настоящего. В результате Славной революции пал преступный режим президента Дорогина, страна возвращается на цивилизованные рельсы: «Давным-давно в одной отдельно взятой галактике на планете Земля жила-была страна. Называлась она Россия. Так уж вышло, что история её никогда не была особенно счастливой. Страну не замечали, страну боялись, стране сочувствовали, а в последние четверть века она превратилась в такое гнилое болото, что мир предпочёл отгородиться от неё и уже почти махнул рукой. К счастью, ситуация изменилась после известных событий, получивших название Славной революции 4 декабря. Бороться за гниль никто не захотел, поэтому ржавые скрепы рассыпались. Подлый мир буквально за неделю канул в небытие». Главные злодеи, на которых опиралась власть Дорогина, сменили имена и пустились в бега. Теперь на их розыск брошены силы специального подразделения, «маленькой организации», члены которой называют её Министерством справедливости. Задача Минсправа – «восстановить равновесие и вернуть этому миру устойчивость», поколебавшуюся из-за того, что вокруг накопилось «слишком много неотмщённого зла». Главную роль в организации принадлежит персонажу по имени Роман Ильич, который обладает редким даром – он способен приводить в действие механизм мировой справедливости: когда он оказывается рядом с человеком, чья совесть отягчена преступлениями, внутри него срабатывают некие весы, которые и являются частью того самого механизма. В результате на голову преступника обрушивается кара, отмеренная в точном соответствии с тяжестью содеянного. В связи с вопросом о происхождении такого таланта вплывает семейная легенда о том, род Романа Ильича восходит ни много ни мало к самой богине Немезиде. У потомка богини справедливости есть трое помощников – Ася, Димитрий и Нафталин (этот персонаж отличается самоиронией). Все они тоже обладают сверхспособностями: Ася – полиглот, в чьём «рабочем активе четырнадцать языков, а в режиме архива – ещё восемь», Нафталин – оперативник, виртуозно владеющий холодным оружием, Димитрий – компьютерщик и навигатор, способный обнаружить любой объект в любой точке земного шара. К выполнению одного из заданий привлекают ещё человека, умеющего летать. Силами отряда этих супергероев в расшатавшемся мире постепенно восстанавливается Великая Вселенская Справедливость. Отсылка непосредственно к ВВС позволяет несколько ослабить прорывающийся то и дело мотив самосуда.
Каждое отдельное задание – поиск и наказание, чаще всего ликвидация, очередного злодея государственного масштаба – самостоятельная детективно-приключенческая история, в которой присутствует выраженный карнавальный элемент – высмеивание: автор с удовольствием выставляет фигурантов уголовных дел в самом жалком и забавном виде, заставляя их бояться, скрываться, унижаться. Все линии связывают две большие интриги, которые составляют конструктивную основу романа. Построен роман вообще здорово. Он лёгок, лаконичен, в нужных пропорциях сочетает философию и увлекательность, жанровые составляющие, злой юмор и гротеск. В описание современной России и гипотетической России будущего очень удачно вплетена история, связанная с сумасшедшим домом, психическими расстройствами и карательной психиатрией. Этот мотив, без которого картина не была бы убедительной и полной, наводит множество мостов между романом, с одной стороны, и произведениями других авторов, от Гоголя до Кена Кизи и Милоша Формана, с другой. Но всё же главное достоинство романа в его безоглядной смелости, прямолинейности и вызывающей дерзости.
Общая картина распадается на две части – изображение того, что будет, и того, что есть сейчас. Первое – прекрасная мечта, второе – чудовищная явь. Различия между первым и вторым – список пожеланий избирателей и необходимых изменений, которые давно назрели и перезрели в диапазоне от конфискации награбленного и внедрения выборной системы до отмены мигалок. Из «клиентов» Минсправа, имеющих очевидных прототипов, можно составить перечень наиболее одиозных действующих лиц российской политики и пропаганды. Топ списка – Рогозин, Пригожин, патриарх Кирилл, Соловьев…
Акцент в романе стоит на прекрасном будущем, что и определяет его жизнеутверждающий тон. Но если сконцентрироваться на портрете современности, то от позитивного настроя не останется и следа. Уберите из романа Славную революцию и команду волшебников на службе правосудия – и вы увидите крайне неприглядную и при этом вполне узнаваемую и реалистичную картину, где наша страна предстаёт зоной тотального и доходящего до абсурда беззакония.
Для рядового читателя «Министерство справедливости» – источник вдохновения, а также инструмент психотерапии и способ выпустить пар. Что может сообщить роман Льва Гурского власть предержащим? Во-первых, те могут узнать, что о них думают и чего им желают. В этом смысле автор безусловно является «выразителем мнения определённых слоёв нашего коллектива». Во-вторых, увидеть разницу между тем, что они делают, и тем, чего от них ждут. А в-третьих, укрепиться в уверенности, что им абсолютно ничего не угрожает. Что объединяет Романа Ильича и, скажем, Робин Гуда? И тот, и другой – мечта, желаемое, далёкое от действительного. Их порождает бессилие и отчаяние. Читатель бывает очень рад, когда, например, Шерлок Холмс распутывает очередное дело и обезвреживает злоумышленника, но при этом он прекрасно понимает, что в реальности ему встретится не Холмс, а Лестрейд.