Протокол одного собрания. Подготовка текста, вступительная статья, примечания Алексея Голицына
Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2016
Протокол одного собрания[1]
19 февраля 1949 г. в газете «Правда»
появился фельетон «Саратовская купель», посвященный беспрецедентному для
послевоенного времени событию: массовым крещенским купаниям в крупном областном
центре. По разным данным 19 января до 10 тысяч саратовцев приняли участие в
крестном ходе с хоругвями, который завершился у купели, устроенной во льду
Волги у самого центра города. Реакция властей на открытый вызов была
предсказуемой, заигрывания государства с Церковью, вызванные необходимостью
военного времени, сменились новой чередой гонений.
Собственно, в упомянутом фельетоне уже
содержались недвусмысленные указания на смену курса: «Председатель райисполкома
должен был разъяснить отцам церкви и их покорным рабам и рабыням вред и
юродство крещенской купели. Он должен был выступить против этого обряда,
продиктованного идиотизмом старой жизни. Он должен был запретить этот обряд,
как запрещены в советское время другие не менее дикие обряды, давно вызывающие
естественное чувство человеческого протеста и порицания».
Историк РПЦ А.И. Мраморнов сообщает, что
«информация, собранная компетентными службами о событиях 19 января, стала
предметом обсуждения местных партийных органов еще до публикации в газете
“Правда” фельетона “Саратовская купель”. 10 февраля бюро Саратовского горкома
партии обсудило произошедшее и постановило отправить в отставку председателя
Волжского райисполкома Саратова И.Д. Прибытка с занесением выговора в личное
дело. Та же мера наказания постигла заведующего городским коммунальным отделом
Скрябина и начальника горосвода Т. Карамышева. Заместителю начальника
городского управления милиции Комарову просто объявили выговор»[2].
Пострадал и Саратовский епископ Борис[3]. Он получил от
Святейшего Синода строгое замечание за «проявленное во время Крещенского
водосвятия в Саратове попустительство, имевшее последствием соблазнительное
нарушение общественного приличия и выразившееся в массовом обнажении и купании
нескольких сот человек, что, никак не составляя церковного обряда, но будучи
непосредственно присоединенным к нему, вызвало со стороны печати незаслуженное
обвинение Церкви в “мракобесии”, “язычестве” и т.д. и послужило, таким образом,
во вред Матери-Церкви»[4]. В результате епископ
Саратовский и Вольский был перемещен епископом Чкаловским и Бузулукским.
Добавим, что с тех пор в СССР Крещенские
водосвятия под открытым небом находились под запретом.
В свою очередь областной комитет партии
постановил осудить виновных на собраниях первичных парторганизаций. Обязаны
были отреагировать на это решение и саратовские писатели-члены ВКП(б),
получившие закрытое письмо обкома «О задачах партийных организаций по усилению
идейно-политического воспитания коммунистов и улучшению естественно-научной
пропаганды среди населения».
23 марта на закрытом собрании
парторганизации Саратовского отделения Союза Советских писателей выступили
Григорий Боровиков[5],
Борис Озерный[6],
Исай Тобольский[7],
Юлий Чепурин[8]
и коммунист Г. Евсеев. Последний не имел отношения к изящной словесности и был
приписан к «партячейке» ввиду ее малочисленности.
Приводим протокол и постановление партийного
собрания с незначительными сокращениями[9].
Тов. Озерный. Сам по себе факт «крестного хода на воду», имевший место в Саратове, вызывает глубокое возмущение. Этот дикий обычай имел место потому, что ослаблена пропаганда естественно-научных знаний, не велась боевая поступательная антирелигиозная пропаганда. Нельзя без гнева говорить и о том, что из здания бывш. мечети выселили детское учреждение, чтобы вновь здесь открыть мечеть. Мы, коммунисты, обязаны всегда помнить, что религиозные учреждения являются серьезным препятствием на пути строительства коммунизма. Совершенно правильно Обком ВКП(б) ставит перед нами задачу усилить идейно-политическое воспитание коммунистов и улучшить естественно-научную пропаганду среди населения. Мы можем здесь помочь хлесткой, хорошей частушкой. И такие произведения нам надо создать.
Тов. Чепурин. Если такой дикий случай произошел в Саратове, то нетрудно представить себе, как распоясались церковники в селах и деревнях. Это говорит о притуплении большевистской бдительности. Разнузданной работе церковников и сектантов надо противопоставить массовую пропаганду естественно-научных знаний, усилить идеологическую работу. Мы должны дать для художественной самодеятельности стихотворения, частушки, песни, помогающие в борьбе с религиозным дурманом. Следует также устраивать литературные вечера, посвященные антирелигиозным темам. Совершенно правильно Горком и Райком ВКП(б) осудили неправильные действия лиц, попустительствовавших церковным мракобесам, и привлекли их к партийной ответственности. Закрытое письмо обкома ВКП(б) указывает нам, насколько важно сейчас вести борьбу с религиозными предрассудками и суевериями.
Тов. Тобольский. Наука двигает человечество вперед, а религия тянет назад. В последнее время сложилось терпимое отношение к свершению религиозных диких обрядов, попустительство церковникам. Это и привело к «купели». Обком ВКП(б) своим закрытым письмом указывает, что следует вести активную борьбу с церковным мракобесием. Там, где мы живем, в каждом дворе следует вести беседы на естественно-научные и антирелигиозные темы. Я лично обещаю написать несколько антирелигиозных частушек, в которых противопоставлю силу науки религиозному дурману.
Тов. Евсеев. Наша большевистская партия всегда вела самую непримиримую борьбу против религии как идеологии, противостоящей науке и коренным интересам трудящихся. Однако некоторые наши партийные товарищи, потеряв чувство партийности, проявив недопустимую политическую слепоту, допустили дикие изуверства церковников. Закрытое письмо обкома ВКП(б) совершенно правильно указывает, что дикие разнузданные действия церковников свидетельствуют о притуплении большевистской бдительности, об ослаблении идейно-воспитательной работы и пропаганды естественно-научных знаний. Из этого нам следует извлечь уроки. В борьбе против религии мы должны использовать и наше могучее орудие – художественное слово. Следует подготовить к печати специальный сборник в помощь художественной самодеятельности (песни, частушки, скетчи, сказки) на антирелигиозные темы. Через Обком ВКП(б) нужно поставить перед облгизом вопрос об издании такого сборника массовым тиражом.
Тов. Боровиков. За последние годы церковные мракобесы усилили свою деятельность. Надо сказать, что заигрыванье с богом нашло свое отражение и в творчестве некоторых поэтов (Яшин[10], Симонов[11]). Им в свое время было указано на этот серьезный недостаток. Надо отметить, что в творчестве саратовских писателей не проявлялось это заигрывание с «боженькой». Всецело одобряю мероприятия, указанные в письме обкома ВКП(б), а также решение РК ВКП(б). Они указывают нам на необходимость усилить идейно-политическое воспитание коммунистов и улучшить качество естественно-научной пропаганды среди населения. Нам следует призвать саратовских писателей к активному участию в борьбе с предрассудками и суевериями, к созданию высокоидейных произведений на антирелигиозные темы. Надо помочь областному и городскому отделу кульпросветработы в составлении специальных программ для клубов и изб-читален. Совместно с Домом ученых принять участие в проведении лекций, бесед, вечеров среди населения на бывш. избирательном участке о вреде религии.
<…>
Постановление
Закрытое собрание парторганизации Саратовского отделения ССП, обсудив закрытое письмо Обкома ВКП(б) «О задачах партийных организаций по усилению идейно-политического воспитания коммунистов и улучшению естественно-научной пропаганды среди населения», а также решение Волжского РК ВКП(б) по фельетону «Саратовская купель», выражает глубокое возмущение и решительно протестует против допущения диких изуверств церковников и их прислужников. Собрание отмечает свое удовлетворение тем, что лица, проявившие политическую слепоту и способствовавшие организации церковных обрядов в Саратове, привлечены к партийной ответственности.
В последние годы церковники и сектанты, пользуясь притуплением бдительности и попустительством отдельных коммунистов, усилили свою деятельность, идущую во вред интересам трудящихся. Этого нельзя дальше терпеть.
Партия учит нас, что религия является дурманом для народа, а религиозные предрассудки и суеверия являются серьезным препятствием на пути построения коммунизма. Ни в коем случае нельзя безразлично относиться к тому, что мешает нашему движению вперед. Неустанно следует бороться с церковным мракобесием, разъяснять широким массам трудящихся, что религия была и остается духовным орудием эксплоататорских классов.
В годы сталинских пятилеток неизмеримо выросла созидательность масс, прочно укрепились коммунистические идеология и мораль.
Только в сознании части населения имеются еще пережитки буржуазной идеологии, и требуется высокоидейная пропагандистская работа по их преодолению.
Мы считаем своим долгом и призываем всех писателей на борьбу с пережитками буржуазной идеологии в сознании людей, используем все силы и средства, все возможности для того, чтобы усилить идейно-политическую работу и повысить качество естественно-научной пропаганды.
Закрытое партийное собрание обязывает коммунистов вести высокоидейную пропагандистскую работу по месту своего жительства.
Партийное собрание постановляет:
1. Совместно с Домом ученых организовать на бывш. избирательном участке и в агитпункте лекции, беседы, вечера, посвященные пропаганде естественно-научных знаний и разъяснению антинародной сущности религии.
2. Оказать помощь областному и городскому отделам культпросветработы путем создания для кружков художественной самодеятельности специального репертуара, отображающего силу науки, борьбу советских людей за преобразование природы и вред религиозных суеверий и предрассудков.
3. Подготовить к печати и поставить перед облгизом вопрос об издании специального сборника[12] (стихи, песни, частушки, сказки, скетчи) на антирелигиозные темы для кружков художественной самодеятельности, клубов и изб-читален.
[1] Начало цикла документальных публикаций о работе саратовской писательской организации см.: Вредные шараханья и злобные выпады // Волга. 2016. №5-6.
[2] Мраморнов А.И. К 60-летию «Саратовской купели» (1949–2009). Портал «Богослов.Ru» (http://www.bogoslov.ru/text/373897.html).
[3] В миру Борис Иванович Вик (1906–1965).
[4] Выписка из журнала №3 заседания Священного Синода 22 февраля 1949 г. (http://archive.jmp.ru/page/index/194902103.html)
[5] Григорий Боровиков (1905–1993) – писатель.
[6] Борис Озерный (1911–1958) – поэт.
[7] Исай Тобольский (1921–1995) – поэт.
[8] Юлий Чепурин (1914–2003) – писатель, драматург.
[9] Цит. по: Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 5340. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 19–22.
[10] Александр Яшин (1913–1968) – писатель и поэт.
[11] Константин Симонов (1915–1979) – писатель, поэт и общественный деятель.
[12] Насколько известно
публикатору, антирелигиозные сборники с участием выступавших на собрании поэтов
и писателей из печати не выходили.