Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2013
«Измеряя мир в 3D» (реж. Детлеф Бук)
Немецкий фильм о взрослении Александра фон Гумбольдта и Карла Гаусса – еще и фильм о взрослении мира, в котором они жили. Мы видим, как осваивалась внешняя и внутренняя целина начала XVIII века – наносились на слепые еще карты неоткрытые маршруты и создавались теории чисел. Быстро, рьяно и азартно – сделать то, чего еще никто до тебя не делал, завершить, наконец, описание реальности. Найти ключи к тайнам и подарить человечеству четкую и непротиворечивую картину мира.
Наивность главных героев – с нашей, конечно, умудренной точки зрения, увы, соответствует упрощенной и банальной подаче материала. Все герои и персонажи вписаны в простые и удобные для стереотипов зрительского восприятия рамки.
Интересно в этом фильме то, что выпадает из таковых – например, маразматический Канн, к которому на поклон приходит Гаусс.
Собственно, кино вообще не об этом. Ключевое слово здесь 3D, остальное чуть ли не подверстано к этому формату: природа, красивые бабочки, жуки всякие.
Формат этот вызывает и понятное восхищение, и столь же понятное раздражение. Он еще не адекватен фильмам, которые «не-аватар». Кино еще предстоит освоить разумное его использование и приучить кино-гурманов к тому, что забавная игрушка может с толком использоваться и в «авторском» кино.
«Беспредел» (реж. Такеши Китано)
Ну вот, дождались. Гуру выстрелил сразу двумя новыми фильмами («Беспредел» и «Полный беспредел»). На протяжении своей режиссерской карьеры Китано много и успешно экспериментировал с разными жанрами, но в этой дилогии решил вернуться к беспроигрышной гангстерской саге.
На всякий случай задействован иронический взгляд со стороны (примета времени, в первых двух «Крестных отцах» он был бы невозможен, а вот в третьем – пожалуйста!), не дающий полностью погрузиться в жестокий мир якудза. А серьезность сюжета лишь подчеркивает постмодернистскую отвязанность Китано.
Так, например, количество отрезанных пальцев в фильме зашкаливает все разумные пределы. А усталое, мудрое и симпатичное лицо главы клана средней руки (его играет сам Китано), застрявшего между понятиями о долге с честью и предательством тех коллег, кто эти понятия ему навязывает, стало уже родным для нескольких поколений кинозрителей.
Китано настолько харизматичен, что мы увидим в его глазах иронию и по отношению к нам, зрителям, смотрящим его очередное творение.
«Умопомрачительные фантазии
Чарли Свона-третьего» (реж. Роман Коппола)
Недаром про «Крестного отца» вспомнили. Мэтр снимает в последнее время явно беспомощные и унизительно малобюджетные фильмы. Коппола как бы передал эстафетную палочку большого кино своему молодняку – талантливой Софии и не очень внятному пока Роману.
Его новый фильм с длинным названием – очередные «Восемь с половиной». Кажется, что любой режиссер хочет снять свои «8 1/2», как любой актер хочет сыграть непременно Гамлета. Вот только масштаб не тот.
Творческие и личные муки героя (его играет Чарли Свон) усугубляются тем, что от него ушла девушка. Повод весомый – нашла в ящике, где лежат их с любимым фотки, ворох поляроидных снимков его старых подружек. Героя тоскует по любимой, но расстаться с согревающими стареющую душу прежними сиськами-письками даже не фотоизображениях он не может. По-человечески это понятно.
Понятен и близок чуть больше чем ста процентам зрителям и кризис героя – он никак не может придумать композицию для обложки диска своего приятеля. Равно как и очередную рекламную примочку по линии основной работы. Налицо явное снижение градуса – феллиниевский Марчелло пытался выжать из себя идею фильма, копполовский же Чарли всерьез мучается над такими вот современными проблемами дизайна всякой фигни.
Добавим, что Чарли Шин в этом фильме очень похож на Делона с его соответствующим имиджем – реверанс в сторону европейского кино и, одновременно, ироническое снижение образа героя. И так, впрочем, уже опущенного ниже уровня моря житейского.