Опубликовано в журнале Волга, номер 9, 2011
Олег Рогов
Экскурсия во времени и пространстве
Сергей Стратановский. Граффити. Книга стихов разных лет. – СПб.: Пушкинский фонд, 2011. – 84 с.
Стихи седьмой книги Стратановского – лирические миниатюры, спрессовавшие быт и бытие в узнаваемых ритмических интонациях. Название книги – знаковое, очень удачное и адекватное текстам.
Граффити – изображение на стене, исполненное в определенной технике. Стена – часть строения, ее функциональность совсем иная, и появление на ней надписей или изображений воспринимается как нечто чужеродное, привнесенное. Стена с граффити, облагороженная или изуродованная – уже нечто иное, чем просто элемент строительной конструкции.
В стихах Стратановского всегда присутствует такая же “привнесенность”, начертание на привычной ситуации или человеческой судьбе знаков или изображений. Как в метафоре сталкиваются слова, так в сюжетах Стратановского сталкиваются материальный и духовный пласты. На крейсере “Аврора” проводится банкет, пролетарские клубы носят античные или романтические имена-названия, выбор жизненной стратегии определяется как “комплекс Ионы”, фрондирующие киноманы советской эпохи смотрят кино про декабристов в кинотеатре “Аллюзион”.
Вот он – Патмос: море, скалистый мыс,
За отелем лежит многотелый пляж
И в кафе у причала утренний ветер свеж…
Не сбылись те пророчества, не сбылись.
(“Русский бизнесмен на Патмосе”)
Глянь-ка, дядя,
Какие хоромы нехилые
Я построил у края
Бородинского поля, о нем не зная…
(“Бородино”)
Текст либо снимает поверхностный слой обыденности, обнажая метафизический пласт, залегающий, вопреки распространенному мнению, не так уж глубоко, либо добавляет недостающие штрихи, превращая житейскую ситуацию в духовную притчу, как будто в пустующее место вставили недостающий пазл, и вместо привычного мельтешения мы увидели четкую картинку, всё совпало.
“Граффити”, соответственно разделам книги, расположены в питерском локусе, соотнесенном с историческими эпохами и их метафизическими векторами: граффити на площади Революции, на площади Победы, на пятиэтажках, на проспекте Инноваторов, а также на брандмауэре и пакгаузах (среда охлоса), стенах разрушенной и последней (жизнь и смерть). Таким образом, книга – своего рода экскурсия во времени и пространстве, а стихотворения – объекты, которые созерцаются во время путешествия.
Вот завершающий пункт:
Дерево на косогоре,
Дерево в нитях дождя,
В неводе солнечном
Листьев шумящее море.
Вот оно – дерево Жизни.