Опубликовано в журнале Волга, номер 5, 2010
Николай Аржанов
В СТРУЯХ ПРОЗРАЧНОГО ВОЗДУХА…
Дирижабль. Выпуск XV: балканский. – Нижний Новгород , 2010. – 64 с.
Околоколомна. Выпуск первый: весна-лето 2010. – Коломна, 2010. – 64с.
Нижегородский «Дирижабль» – рафинированное арт-издание, альманах-альбом, – «…неспешно двигаясь в струях прозрачного воздуха…», «уплыл» на Балканы. То есть очередной, пятнадцатый выпуск посвятил художественно-поэтическому осмыслению культурно-географического пространства столь любимой в России «пороховой бочки Европы». И обрел младшего брата – журнал общества любителей вольных прогулок «Околоколомна», коломенскому локусу посвященный. Впрочем, сейчас, с развитием единого информационного пространства, уже стало трудно говорить «нижегородский» или, например, «саратовский», и недаром в содержании «Дирижабля», кроме имени автора, указано и место проживания. А география его авторов весьма широка – от французского города Ардеш до Новосибирска, от Хельсинки до Белграда. И, может быть, реакцией на глобализацию и объясним трепетный интерес к регионам (среди тематических выпусков «Дирижабля» были поволжский, французский и угро-финский) и пристальное любование Коломенским посадом. Курируют оба издания Евгений Стрелков (Нижний Новгород, главный редактор «Дирижабля и редактор «Околоколомны») и Игорь Сорокин (Саратов, литературный редактор «Дирижабля», редактор «Околоколомны», арт-художник и музейный работник), с их легкой руки облик и журнала и альманаха определяется идеей «книга=арт-объект».
Обложки, да и весь дизайн изданий сходны стилистической выдержанностью, культурой подачи, но построены на разновременных цитатах: «Дирижабль» при общем вполне современном облике явно тяготеет к двадцатым годам прошлого века, футуристической концепции книги как цельного произведения искусства, где текст и визуальный ряд равноправны, а в данном случае графика по информативности кое-где перевешивает, «Околоколомна» же цитирует 1900-ые, период модерна, серебряный век.
Задачи альманаха и журнала близки, но не идентичны: первый из собрания подчеркнуто разнохарактерного, разножанрового, неоднородного материала – мистификаций и философских бесед, исторических обзоров, арт-проектов , прозы, поэзии, фотографии – синтезирует целостное произведение, где дух местности лишь один из компонентов; важнее широта, охват, авторскийвзгляд. Для второго важен культурный контекст, века, поколения, личности – и попытка запечатлеть то, «…чего никак нельзя сохранить – но только воспроизводить снова и снова…» (из предисловия к первому номеру). Редакция «Околоколомны» (кроме упомянутых И. Сорокина и Е. Стрелкова, в нее входят Елена Дмитриева и Наталья Никитина) называет журнал анти-путеводителем: «…запутать, околдовать, заворожить путешественника…», «журнал для тех, кто энциклопедической тяжести исторических реконструкций предпочтет случайное узнавание…» (там же). Задан разный масштаб, приняты разные подходы: «аэрофотосъемка», многочисленные срезы жизни и истории крупных регионов («Дирижабль») и неторопливая прогулка с остановками для того чтобы сквозь лупу разглядеть старое письмо или рукописное описание сортов яблок («Околоколомна», с. 38-40, 36-37).
«Контекст» в «Околоколомне», правда, создается испытанным краеведческим методом: публикуются фрагменты из книги Б. Пильняка «Волга впадает в Каспийское море», блок материалов об А. Ахматовой (С. Шервинский, Л. Горнунг), с честно указанными источниками; и, видимо, для поддержания прогулочного настроения вставлен отрывок из романа К. Вагинова «Труды и дни Свистонова», снабженного названием «Прогулка» (наверное, в качестве компенсации неколоменского происхождения отрывка), с довеском в виде описания внешности Д. Хармса «со слов художника В. Курдова», но без указания источника (видимо, чтобы на чужой территории Константину Константиновичу не было одиноко).
Гораздо органичнее смотрится веселое рассуждение о местном происхождении ангелов Венедикта Ерофеева. Воспроизведение редких и неизвестных текстов – смысловое ядро номера. Отрывок из книги «Из жизни торговой Москвы (полвека назад)» 1914 года, инструкция по изготовлению велосипедной шапочки 1911-го, фрагмент рукописи 1797–1800 годов прекрасно дополняются статьями о Коломенском посаде Н. Селиванова, о садоводстве в Коломне А. Мазурова. Собственно краеведческие материалы рассказывают о местном музее пастилы, топографии посада, конструктивистской бане… Проза журнала или привязана к городу («Мне в Коломну» С. Покровской и «Детство под солнцем Свибловой башни» В. Теплякова), или проникнута тем состоянием души, в котором только и нужно совершать вольные прогулки («Ветра день» П. Стрелковой, «Прогулка как евхаристия» С. Трунева, «Лоскуты сна» Е. Стрелкова). Ироничные «Село Купань» и «Из жизни ангелоидов» И. Иогансона перекликаются с пришедшим из «Дирижабля» отрывком пародийной книги «Ниже…Выше…Дальше…» Э. Абубакирова, Е. Стрелкова и В. Филиппова.
Многие из упомянутых авторов «Околоколомны» – постоянные авторы «Дирижабля», издания более плотного, насыщенного, имеющего уже традиционно сложившуюся структуру. В редакцию последнего, кроме упомянутых Е. Стрелкова и И. Сорокина входят Сергей Трунев, Марина Карачаровская и Дмитрий Хазан. В прозе здесь замечателен рассказ С. Тиханова «Баш-Челик», остроумно воспоминание И. Гришина «У Венгрии глаза албанской девушки», среди исторических публикаций интересны фрагменты воспоминаний Н. Илларионова, эмигранта, ставшего в 1930-х годах известным джазовым музыкантом; И. Харьковский и Г. Киппер продолжают свой обзор европейской истории, начатый в 13-м номере альманаха, 3-я часть, естественно, о Балканах, от I века н.э.. Поэзия: К. Голубович, И. Миньо, В. Кислов – легка и изящна. Часть невеликого объема номера представляет следующий выпуск, тема которого биология; здесь показан арт-проект «Мичурин» екатеринбургского творческого объединения «Куда бегут собаки», стихи А. Александрова и Г. Авдошина, традиционные для «Дирижабля» мистификации.
«Весна в Коломне – самое время раздышаться… Говорят, это все от ангелов… они крыльями машут, кислород нагоняют…» Тема воздуха в обоих изданиях возникает постоянно. Умение чувствовать то, что разлито в воздухе, ощутить взмах крыла ангела, энергии, струящиеся в пространстве – выделяет эти две небольшие книжечки из общей массы литературных, краеведческих, музейных изданий.