Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2009
Лев Гурский. Пробуждение Дениса Анатольевича. Волгоград: Прин / Терра, 2009.
Вынесенное в заголовок статьи название было отвергнуто Львом Гурским, – слишком явные были бы параллели и с Солженицыным (“Один день Ивана Денисовича”), и с Восленским (исследование “Номенклатура”, в которой рассматривается “один день Дениса Ивановича”).
Между тем, роман сжат в жесткие рамки однодневья, что позволяет Гурскому поддерживать напряженный интерес читателя к развязке, которая, по законам детективного жанра, случится на последних страницах, в конце рабочего дня российского президента.
Именно временные границы позволяют Гурскому обыграть (во всех смыслах), опять-таки, свойственную детективу линейность повествования, – она “оправдывается” графиком дня президента и регламентом его встреч и перемещений. Собственно этот прием дает Гурскому возможность оттянуться на столь любимых им сатирических образах всяческих политиков и медийных культур-деятелей, а детективный элемент постепенно, но постоянно усиливается во втором блоке повествования, завершающем каждую главу (он набран курсивом), где речь идет о некоем террористе, замаскированном под работягу, который в Кремле что-то там ремонтирует. Развязка, конечно, оказывается совсем не такой, как мы ожидали, равно как намерения и действия активных персонажей повествования.
Детектив, в конце концов, особенный жанр, переворачивающий с ног на голову читательскую интеллектуальную самооценку – читатель хочет остаться в дураках. В противном случае (если он угадал убийцу), роман “сделан” плохо…
Любопытно именование главного героя, президента РФ: Денис Анатольевич Кораблев. Как мы помним (в данном случае употребляется т. н. “авторское “мы””, т.к. большинство молодых читателей вряд ли знакомы с произведениями, о которых пойдет речь ниже), Денис Кораблев – герой цикла рассказов В. Драгунского, симпатичный и сообразительный парень, с которым наверняка сверяли свое детство 10-12 летние мальчишки 70-х.
Выбор именно этой фамилии весьма показателен. Можно представить себе, что именно тот самый Денис Кораблев стал президентом. Можно вообразить, что это лишь “совпадение по контрасту” с привкусом ностальгии по беззаботному (с сегодняшней точки зрения) детству.
Вполне возможно, что это и знак некоей детективной “детскости”, свойственной как жанру вообще, так и романам Гурского в частности. Если память мне не изменяет (с кем, кстати? Надо обратиться в сыскное агентство), в ранних текстах Гурского этот мотив был очень значим – наши ребята обхитрили “плохих”, дурной президент наказан, и тому подобное. Хэппи энд оставлял нас перед развернутой в продолженное будущее исправленной реальностью, политической утопией. В новой книге этого уже нет, остался лишь знак, отмеченный в имени и фамилии главного героя.
И, напоследок, о секретах ремесла, отнюдь не писательского. Как многие детективщики, Гурский время от времени вводит в повествование персонажей – профессионалов в какой-либо области. В данном случае – строителей и ремонтников. Обычно писатели из кожи вон лезут, чтобы создать видимость информированности в специализации своих героев. Напрасно, надо сказать. Читатель все равно не верит. И нудные детали ремесла воспринимает с известным раздражением. К чести Гурского, он не утомляет нас подробностями работы шлифовальной машины или еще каких-нибудь мудреных приспособлений.