Опубликовано в журнале Волга, номер 3, 2009
Артур Шопенгауэр Обитель духа. – М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. (Философский бестселлер).
Отчего-то судьба сочинений А. Шопенгауэра в России особенно тяжела. То ли мысль основоположника философии жизни с трудом поддается русскому восприятию, то ли восточный дух, коим пропитаны его тексты, совершенно противоречит отечественному менталитету. Не исключено, что имеются и другие причины, однако, вплоть до настоящего времени лишь одно произведение классика было издано более или менее достойно (Мир как воля и представление. – Минск: Попурри, 1998). Качество “Избранных произведений” (М.: Просвещение, 1992), напечатанных вкривь и вкось едва ли не на туалетной бумаге, все же извиняемо по причине тяжкого экономического положения страны в год издания: когда нечего есть, хорошо издаются и в момент раскупаются исключительно кулинарные книги.
Удивительно, но “Обитель духа”, представляющая серию философских бестселлеров и поделенная между двумя известными издательствами, по качеству издания вполне сопоставима с “Избранными произведениями”. То ли карма у Шопенгауэра несчастливая, то ли кризис одновременно нахлобучил обе выпустившие эту книгу конторы, но все ее достоинства, на мой взгляд, сосредоточены в обложке с серебряным тиснением, призванной создать ощущение солидности. Далее следует предисловие Бертрана Рассела, чья “История философии” по мнению специалистов весьма неоднозначна (как, собственно, и его оценки всемирно известных имен), и пять невеликих по объему фрагментов, надерганных из различных произведений самого А. Шопенгауэра.
Добивает книгу – в прямом и переносном смысле – приложение. Все бы ничего, однако приложение содержит лекции, озаглавленные как “Сокровенная религиозная философия Индии” и прочитанные в Брюсселе в 1898 году неким Чаттерджи Браманом. Откуда взялся на читательскую голову этот Браман, почему его нет ни в заглавии, ни в выходных данных книги, ни в ее аннотации, остается загадкой. Но если учесть, что его лекции занимают приблизительно треть общего объема книги, необходимо признать, что представленное издание – просто халтура. Впрочем, может, это и есть искомый формат философского бестселлера?