Опубликовано в журнале Волга, номер 1, 2008
Международный информационный журнал литературы и изобразительного искусства “У”, №5, сезоны 2007. Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской.
Сегодняшний журнал “У” – это 180-ти страничное издание, публикации в котором обильно снабжены фотографиями, интернет-адресами и рекламой печатной продукции. Цель журнала сформулирована уж очень общо: “пропаганда авторов некоммерческого искусства и их произведений”, – а потому и нет ничего странного, что чем дальше тем больше это все походит на пухлый рекламный проспект, разросшийся до размеров литературного журнала. Отсюда и кричащие (наверное, тут уместно произнести модное слово “креативные”) колонтитулы и оформление обложки, на которую зачем-то помещена репродукция суриковской “Боярыни Морозовой”. Складывается впечатление, что это “некоммерческое искусство” на самом деле мечтает стать коммерческим, однако то ли стесняется, то ли боится об этом говорить на людях.
Не менее эклектичен и набор авторов, ну как, например, сосуществуют рядом подборки стихов хороших, но “зеркальных” по отношению друг к другу поэтов Всеволода Емелина и Николая Рубцова, разделенные двумя страничками графики?
Разве что кто-нибудь после лирики Рубцова на полном серьезе перечитает вот эти строки:
В коммерческий ларёк,
Возьму бутылку водочки
И “Сникерса” брусок.
Я выпью русской водочки
За проданную Русь,
Занюхаю я корочкой
И горько прослезюсь.
Я пью с душевной негою
За память тех деньков,
Когда в России не было
Коммерческих ларьков…
(из стихотворения “Городской романс” Всеволода Емелина)
Кроме шуток, пожалуй, единственное, что хоть как-то объясняет редакторский произвол, так это небольшие ностальгического толка вводные Анатолия Богатых. Вообще одной из причин неудачи, а я склонен рассматривать этот номер именно так, является постоянная необходимость для редактора превращаться в автора, закрывая своими текстами смысловые дыры в структуре журнала. Я намеренно не говорю о качестве стихов и прозы, как и не упоминаю большинства имен, т.к. такая невнятная подача сводит на нет впечатление от отдельных хороших текстов.
Конечно, в журнале есть замечательные стихотворения Александра Еременко и Георгия Иванова, которые уж точно в никакой пропаганде не нуждаются, а также материалы других менее известных авторов, которые, на мой взгляд, только проигрывают от вынужденного, случайного соседства. Есть рубрика “Странички редактора”, где Богатых высказывается на злободневные темы, а диапазон их широк – от чеченской войны до выборов, последняя заметка написана весьма энергично и заканчивается кратким резюме “Владимир Путин наш президент”. Ясно, что к литературе этот раздел никакого отношения не имеет, хотя туда и странным образом затесалась статья “Юрий Казаков”, посвященная памяти умершего в 1982 году русского писателя. Но почему-то данные об авторах предваряют не каждую публикацию, рубрика “Мои дрУзья”, куда помещены пьесы Валентины Кизило, – единственная, если не считать тех же “Страничек редактора”, и повисает в воздухе.
С другой стороны, перечитывая на второй и третьей страницах журнала обширный перечень книг, выпущенных издательством в 2007 году, понимаешь, что в таком механизме бессмысленно что-то исправлять, а тем паче улучшать. Что плохого в журнале, рекламирующем собственную книжную продукцию и печатающем в основном своих же авторов, т.е. читай потенциальных клиентов? Видимо, недаром журнал характеризуется как “информационный”, в этом тоже вроде бы нет ничего зазорного. Как и в публикациях в номере учредителей и членов общественного совета. Надо заметить, что слова “друзья” и “содружество”, “благожелательно” – частые гости на его страницах, и это вторая причина неудачи журнала как самостоятельного литературного издания, каковым он все-таки хочет казаться, если судить по “Открытому письму Александру Яковлеву”, опубликованному в качестве редакционной статьи.