А. А. Гапоненков
Опубликовано в журнале Волга, номер 6, 1999
А. А. Гапоненков
“В память дружбы двух великих поэтов”
В Саратове на Советской (бывшей Константиновской) улице есть дом, на фасаде которого в нишах установлены бюсты А. С. Пушкина и польского поэта Адама Мицкевича. История этого здания давно обросла легендами, досадно мало сохранилось подлинных свидетельств о его постройке, в том числе и из уст старожилов. Более пятнадцати лет я собираю по крупицам эти сведения.
Он между нами жил
Средь племени ему чужого; злобы
В душе своей к нам не питал, и мы
Его любили. Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами
И песнями (он вдохновен был свыше
И свысока взирал на жизнь). Нередко
Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В великую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта.
Мысль о создании дома с подобной символикой принадлежала Александру Николаевичу Вольскому, поляку по национальности, крупному судейскому чиновнику. Он родился 26 февраля 1859 года и с тридцати лет успешно служил по ведомству министерства юстиции1 . Когда в 1905 году он начал строительство своего дома, то стремился стать членом Саратовской Судебной Палаты.
В Варшаве на Иерусалимских аллеях А. Н. Вольского поразил красивый особняк русского купца Всеволода Истомина, построенный в 1887 году по проекту знаменитого польского архитектора Адольфа Волинского (1821 — 1895). Дата постройки дома была приурочена к 50-летию со дня смерти русского поэта. На фасаде расположились бюсты А. Мицкевича и А. С. Пушкина работы скульптора Анжея Прушинского (1836 — 1895). Под бюстами надпись “В память дружбы двух великих поэтов”2 . В начале века А. Н. Вольский заполучил проект дома Истомина и ему изготовили копии бюстов Пушкина и Мицкевича. Строительство своего особняка в Саратове он поручил городскому архитектору, инженеру Александру Николаевичу Клементьеву3 . Губернское правление поначалу установку бюстов не разрешило. Вольский настойчиво писал прошения на имя губернатора. Постройка здания между тем продолжалась. В 1906 году саратовский губернатор П. А. Столыпин, запрещавший устанавливать бюсты, был переведён по службе в Петербург, новый губернатор С. С. Татищев не усмотрел в них крамолы. В 1908 г. Саратов украсился двухэтажным особняком с бюстами польского и русского поэтов.
А. Н. Вольский прожил в собственном доме без малого десять лет. Был членом Саратовской Судебной Палаты, товарищем председателя саратовского Юридического общества, дослужился до действительного статского советника.
Дальнейшая судьба А. Н. Вольского остаётся неизвестной. Незадолго до февральской революции он продал дом знаменитому хирургу, профессору Саратовского университета по кафедре госпитальной хирургии Сергею Ивановичу Спасокукоцкому. Новый владелец прожил в своём особняке до 1926 года, пока не переехал в Москву. После декрета о национализации С. И. Спасокукоцкий решил сохранить дом для своих коллег и приложил немало усилий, чтобы в нём поселились учёные-медики. Старейший житель Саратова, заслуженный учитель Н. А. Загрекова (1900 — 1991) вспоминала: “Сергей Иванович сказал, что в недалёком будущем должны освободиться три комнаты в первом этаже в бывшем его доме, и пусть Яков Иванович <Калинников> (муж Н. А. Загрековой, врач акушер-гинеколог, доцент, зав. родильным отделением горбольницы. — А. Г.) подаёт заявление в жилищный сектор Саратовской секции научных работников о предоставлении ему с семьёй этих комнат. Добрый совет Сергея Ивановича был принят, заявление в секцию научных работников было подано, и с октября 1926 года мы всей семьёй переехали на Советскую ул. <…> В двадцатых годах в доме 30 <…> жили на втором этаже профессор П. П. Заболотнов (ректор Саратовского ун-та в 1913 — 1917 гг. — А. Г.) с семьёй, профессор Ф. Я. Китаев с семьей и ученики Сергея Ивановича — хирурги А. Н. Спиридонов (позднее — профессор. — А. Г.) и Н. В. Герасимов (в будущем доцент, почётный гражданин г. Саратова. — А. Г.). В первом этаже дома жили наша семья, учительница Скомская и ассистент Сергея Ивановича — Е. Л. Берёзов (впоследствии тоже профессор. — А. Г.)”4 .
К сожалению, дом с бюстами поэтов в 1958 году был надстроен двумя этажами совершенно в другом стиле (тогда в советском градостроительстве существовала тенденция надстраивать крепкие здания из-за нехватки жилой площади). Н. А. Загрековой удалось сохранить фасад и спасти бюсты от полного разрушения. Когда во время возведения верхних этажей отбили “голову” Мицкевичу, раздробили “нос” Пушкину, она бережно сохранила отколотые части скульптур. И после окончания надстройки бюсты поэтов были восстановлены. В 1980-х гг. фасад был покрашен в жёлтый цвет (изначально он сочетал цвет белого и красного кирпичей). Особняк испытал всю тяжесть советской истории. Но эти стены продолжают хранить культурную память о саратовской интеллигенции.
А что же варшавский его собрат? На моё обращение в Гостелерадио в 1987 году корреспондент в Польше Василий Лисовик ответил: “Дом, который заинтересовал нашего слушателя из Саратова, стоит в центре Варшавы, на одной из главных улиц… В годы мировой войны, когда Варшава практически была полностью уничтожена фашистами, это здание чудом сохранилось, хотя и несколько пострадало. Поэтому оно практически дошло до нас в таком виде, как было построено ровно сто лет тому назад. Сохранились и бюсты Пушкина и Мицкевича на его фасаде…”5 .
1
Перечневая ведомость лиц, состоящих на службе в ведомстве Саратовской Судебной Палаты на 1 января 1916 г. (ГАСО. Ф. 7. Оп. 3. Д. 411. Л. 6)2
Информация о доме В. Истомина предоставлена “Клубом друзей Варшавы” (Польша).3
См.: Попов А. Улица Советская 30 // Заря молодёжи. 18 ноября 1956.4
Загрекова Н. А. Воспоминания о С. И. Спасокукоцком (1974). Копия рукописи. Архив автора.5
В. Лисовик, К. Герасимов — А. Гапоненкову. 20 марта 1987 г. Архив автора.