В.Китляр
Опубликовано в журнале Волга, номер 1, 1999
Д. А. Пригов и Клим-Клуб. “Они как бы если…” Аудио-инсталляция. — Москва — Балашов: “Земляная Кура records” (при содействии группы “Малый культурный проект”), 1998.
Совместный проект метра отечественной культуры и молодых постбудетлян из “эзотерического общества Клима Гения” (К. Гений, сестра Елена, Никита Абрамыч Левинбрадт, Даниил Дада, Юша Смирнов, Бутя Лескин и др.).
“Бесчеловечная (по словам составителей) по модности звукозапись” производилась посредством современной компьютерной техники и представляет собой весьма радикальный “ремикс” наиболее известных приговских риторических штампов, искусно вмонтированных в авангардное (и в то же время уже достаточно массовое и популярное) синтетическое музицирование.
Предлагаем фрагменты интервью с некоторыми составителями революционного (на наш взгляд) по значимости произведения.
Никита А. Левинбрадт (Клим-Клуб):
“Альбом является как бы компенсирующим звеном в онтологической цепочке “автор — дискурс — читатель”, на которую столь последовательно покушался “лукавый поэт” Дмитрий Александрович. Любому грамотному читателю нашего Соавтора прекрасно знакома эпатажная полемика последнего с “красотами” писательского профессионализма. Радикальные опыты постмодернистской стилевой диффузии он производит с целью стереть границы между “элитарным” и “профанным”, расширяя тем самым область своего культурного обитания почти до беспредельности. Подобная стратегия как бы является прямым продолжением важной постсовременной идеи, согласно которой автор призван в высоких культурных слоях представлять низкое, массовое — и наоборот.
Однако, несмотря на настойчивую манифестацию как бы искреннего стремления писать “для любого”, уважаемый Соавтор предпочитает публику элитарствующую и этим заведомо ставит читателя из масс в неловкую ситуацию.
До появления нашего совместного продукта Дмитрий Александрович не желал (или не мог) самостоятельно освободиться от модернистского комплекса Номы, от традиционного авторского права на метаголос.
Наш Друг — Пригов как бы народный поэт, но знает ли народ своего Героя?..
Теперь узнает.
Авторская группа как бы преднамеренно не настаивает на защите собственных прав и настоятельно рекомендует публичное прослушивание и свободное тиражирование продукта. Смерть Автора, господа!..”
Художники из “Клим-Клуба” помогли Дмитрию Александровичу разжать метафизический кулак, судорожно сжимающий малоценный козырь, спрятанный со времён прошедшей игры. Данный проект есть реальный опыт решительного преодоления “ужесточившегося” менталитета отечественного концептуализма, наполовину увязшего в анахроничном для наших дней модернизме, пресыщенном индивидуалистскими амбициями.
“Предуведомления нет и не будет” — так называется заглавная композиция альбома. Перед нами Дмитрий Александрович “без предуведомления”, Пригов “как Пушкин”…
Подобная акция способствует решению такой проблемы, как “дотационность” авангардной продвинутой литературы, её выключенность из существования рынка (проблема “культурно-рессорного механизма”).
Произведённая на стыке жанров и искусств работа с трудом поддаётся традиционной идентификации. Безусловно, перед нами удачная попытка столкнуть полуистлевший обоз отечественной эстетики с мёртвого квазимодернистского болота на чистые поля постбудетлянской художественности.
Дмитрий Александрович Пригов (поэт): “Всегда приятно слышать свой голос… Современное же искусство на его нелёгком и трагическом этапе требует невероятных умственных и душевных усилий и ждёт вторжения молодых заинтересованных людей. По некоторым знакам я угадываю здесь эту энергию. Но нужно много, нудно и долго трудиться и страдать. Да, да, нужно страдать! Эти занятия приносят много страданий! Несмотря на банальность данного заявления и полную его заэксплуатированность реакционными и прогрессивными романтиками, страдания — вот что возносит искусство ввысь! А мы, наше поколение, увы, страдало слишком мало. Вернее, не мало, а банально — сидело в лагерях, боролось с властью, переживало ненапечатанность и невозможность выставлять свои жалкие произведения. Да, великие были до нас! Возможно, они придут вслед за нами…”.
В. Китляр