Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 52, 2019
Димитриос Триантафиллидис родился в 1959 г. в греческом городе Салоники. В 1980-м г. поступил на философский факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, который в 1985 г. закончил с отличием. После окончания военной службы в 1987 г. в греческой армии поступил на богословский факультет Университета им. Аристотеля (Салоники), который закончил с отличием в 1991-м. Долгое время работал директором Института профессиональной Подготовки. В 1997 г. перешел в журналистику. Был главным редактором экономических изданий. Последние 10 лет является главным редактором муниципальной радиостанции Афин. Перевёл на греческий язык более ста книг русских писателей. С декабря 2014-го издает периодический альманах русской культуры «Степь». Живет в Афинах. Выступил редактором-составителем значительной части греческого раздела этого номера «Вестника Европы».
Этим летом, 7-го июля, проведя досрочные парламентские выборы, Греция поставила точку в длительном периоде системного кризиса, который начался не в 2010-м (как утверждают многие, имея в виду долговой кризис и угрозу дефолта), а раньше — в декабре 2008-го, когда в результате уличных столкновений в Афинах ультралевые группировки подожги центр греческой столицы.
Следует отметить, что, вопреки господствующему мнению, кризис был не только экономическим и финансовым. Греческое общество столкнулось с системным кризисом, затронувшим все области жизни. Главным признаком была потеря доверия к традиционному истеблишменту и политической системе страны, какой она была сформирована после падения режима «черных полковников» в 1974 году. Вторым признаком был крах привычной системы ценностей: общество внезапно открыло для себя тот факт, что государство не может гарантировать всеобщее благосостояние на веки вечные и что финансирование страны мировым рынком подчиняется определенным правилам. Это привело к печальным последствиям: по всей Греции начались забастовки, митинги, беспорядки.
Политические партии, вместо того чтобы путем переговоров попытаться найти выход из этой ситуации, начали полемизировать друг с другом и выдвигать экстремальные лозунги и требования. Страна теряла время, а общество не знало, куда идти.
Прошедшие выборы привели к власти правоцентристское правительство во главе с Кириакосом Мицотакисом. Общество устало от экономического кризиса и риторики левой партии СИРИЗА, провоцировавшей атмосферу гражданской войны (а могла и привести к ней, как в 1943−1949 гг.), поэтому изменение политической обстановки в стране было крайне важно.
Общество хочет двигаться вперед, чтобы достичь уровня других европейских стран как в экономическом, так и в социальном плане. Многие в Греции уже говорят о потерянном десятилетии и винят в этом в основном левую партию, которая, используя негодование населения от жесткой экономической политики предыдущих кабинетов министров, радикализовала политический ландшафт. Это касается не только левых радикалов, но и ультраправых: в парламент были избраны члены партии «Золотая Заря», неонацисты, а правые популисты партии «Независимые греки» сотрудничали с левыми популистами СИРИЗА, и их лидер стал министром обороны страны.
Новое правительство Греции еще до выборов, во время предвыборной кампании, заявило, что будет держать курс на усиление позиции страны в Европейском союзе и в НАТО. Это традиционные союзники Греции в течение многих десятилетий, и интересы греческого общества лучше всего защищать в большой европейской семье, особенно сейчас, когда геополитические сдвиги грозят серьезными опасностями.
Стоит напомнить, что в свой относительно консервативный кабинет министров Кириакос Мицотакис пригласил многих представителей других центристских и умеренно левых партий — с целью показать греческому обществу, что время раскола, риторики, ненависти и возрождения атмосферы гражданской войны уже прошло. И что надо смотреть в будущее, думать, как лучше организовать страну, чтобы вывести ее из отсталости, и как устранить последствия экономического кризиса.
Одной из первых мер нового правительства была отмена непосильного налогообложения населения. Также было важно вернуть чувство безопасности при помощи силовых структур, которые в прошлом, по политическим причинам, сидели в казармах, оставляя граждан страны без защиты против криминалитета. Кроме того, среди первых законопроектов был план по восстановлению доверия иностранных инвесторов, что привело к изменениям в экономике страны, в силу того, что упал процент безработицы, и общество оценило это положительно.
Пока рано подводить итоги деятельности правительства, но его шаги, кажется, означают возвращение к нормальной политической и экономической обстановке.
Греции, конечно, до исцеления всех ран, которые оставило потерянное десятилетие кризиса, предстоит еще долгий путь. Греческий народ трудолюбив, стремится к прогрессу, и я верю, что он сумеет преодолеть все негативные последствия, а главное — сделает выводы из этого горького опыта.