Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 52, 2019
Перевод Димитрис Триантафиллидис
Дора Бакоянни (Θεοδώρα (Ντόρα) Μπακογιάννη) трижды входила в список ста самых влиятельных женщин мира — по версии журнала «Forbes».
Дора выросла во влиятельной семье, которая дала современной Греции уже четырех премьер-министров. Она — старшая из четырех детей бывшего премьера Греции Константиноса Мицотакиса. В 1968 году, после установления в Греции военной хунты, семья жила в Париже. Дора училась во Франции, в Афинском и Мюнхенском университетах.
В 1974 году, после свержения режима «черных полковников», вернулась в Грецию и вышла замуж за популярного журналиста и политика Павлоса Бакоянни, стала матерью двух детей. В 1989 году ее муж был убит на пороге своего офиса террористами левацкой группировки «17 ноября».
Дора сумела оправиться от шока и продолжила политическую карьеру. Вошла в правительство: стала министром культуры, затем избрана мэром — «диархом» Афин. Она была первой (за 3000 лет) женщиной на этой должности; с триумфом провела летние Олимпийские игры 2004 года. При ней в Афинах был построен суперсовременный аэропорт, проведено метро, современные дороги, возведены новые стадионы, отели, музеи, культурные и рекреационные зоны, превратившие Афины в современный город. Дора Бакоянни из 550 претендентов была признана «Мэром года».
В 2006−2009 годах госпожа Бакоянни стала была министром иностранных дел Греции (при премьере Константиносе Караманлисе). Основное направление ее внешней политики на тот момент — укрепление сотрудничества с НАТО.
В мае 2010 года Дора Бакоянни проголосовала за ратификацию программы финансовой помощи Греции от ЕС и МВФ Греции для предотвращения дефолта — вопреки позиции премьера Антониса Самараса. За это ее исключили из партии и парламентской фракции «Новой демократии»… Но ситуация все ухудшалась, к власти пришли левые, а в «Новой демократии» лидером стал ее брат.
Но и сейчас Дора Бакоянни пользуется авторитетом в греческой и в европейской политике. Ее младший брат Кириакос Мицотакис, еще один видный представитель династии, — лидер партии «Новая демократия», летом 2019 года стал премьер-министром, уже четвертым в этой влиятельной семье, а сын Доры — Костас Бакояннис избран новым мэром Афин.
Наша встреча происходила до этих событий, когда «Новая демократия» находилась в оппозиции.
«Вестник Европы»: Госпожа Бакоянни, какими вам представляются перспективы отношений Греции и России в ближайшем будущем?
Дора Бакоянни: У Греции с Россией за плечами уже два века традиционно добрых отношений, основанных на взаимном уважении, общих ценностях культуры, религии и истории. Когда я была министром иностранных дел, мы активно развивали это сотрудничество, но тогда, надо признать, в Европе был совсем иной внешнеполитический контекст, другая атмосфера. Тогда отношения были лучше, чем теперь, базировались на стратегических соглашениях о партнерстве и сотрудничестве, принятых еще в девяностые годы XX века. Увы, с тех пор многое изменилось и в Европе, и в России; да и во всем мире политика стала менее предсказуемой.
Греция традиционно дружественно относится к России. Конечно, не забывая того, что наша страна — член ЕС и Северо-Атлантического оборонительного союза (НАТО). Разумеется, Греция не нарушает принятых Европейским Союзом решений ввести санкции против политики России в отношении Украины. Но я полагаю, что и в возникшей ситуации можно сделать очень многое. Для греческой экономики, нашего сельского хозяйства были чувствительны ответные российские санкции против европейских производителей; они больно ударили по греческим фермерам, традиционно поставлявшим в Россию фрукты и овощи, оливковое масло, сыр, вино и другие товары сельского хозяйства. Им пришлось искать другие рынки сбыта, и они нашли их. Но теперь многие из этих товаров в последнее время вновь вернулись на российский рынок.
Однако я считаю, что проблемы, вызвавшие эти санкции, рано или поздно будут устранены путем переговоров, ибо, как свидетельствует богатый исторический опыт наших стран, силовые решения тут не действуют. Столь глубокие исторические связи и взаимные симпатии, которые испытывают друг к другу наши народы, в конечном счете окажутся более важными, более определяющими, нежели сегодняшнее политическое противостояние с его пристрастиями и ошибками. У отношений Греции и России столь же богатое будущее, как и прошлое.
«В.Е.»: Что вы можете сказать о нынешней ситуации в Греции?
Д.Б.: После нескольких лет динамичного роста Греция находится в глубоком кризисе. С 2010 года моя страна стала проблемой и заботой всего Европейского Союза. Греция, увы, жила под влиянием специальных программ и специально созданных механизмов, займов, меморандумов, инструкций и ограничений со стороны кредиторов. К сожалению, греческая политическая система, до сих пор не может осознать и воспринять катастрофу этого кризиса. Еще в 2010-м мы пытались принять превентивные меры, но предложения не были приняты, а ситуация постепенно только усугублялась. Когда Евросоюз и МВФ стали «спасать Грецию», в стране появились деньги. А когда есть деньги, возникает непреодолимое желание их тратить. Кто же лучше всего тратит деньги? Левые. Так оппозиция и стала правительством. Их принцип — обещать, все время обещать и еще раз обещать! ЕС и МВФ, после сложнейших экспертиз и переговоров, предоставили очередной заем, левое правительство провело референдум, на котором избиратели отвергли условия кредиторов. Правительство отказалось принять меморандум МВФ, но при этом вынуждено было соблюдать его позиции и вводить режим экономии, а по сути — обманывая избирателя. Греция находилась на грани экономической катастрофы и выхода из ЕС — причем с непредсказуемыми последствиями. Это «левое» правительство урезало пенсии, сокращало рабочие места и заработные платы госслужащих; руками полиции разгоняло протестующих, своих вчерашних сторонников. И не говорило правду народу.
Греции предстоит осуществить ряд сложных структурных реформ, создать современное эффективное государство. Понизить налоги, убрать бюрократические ограничения с бизнеса — значит дать толчок и правильный сигнал для экономики, что в результате увеличит налоговую базу. «Новая демократия» — старейшая в Греции партия с традициями и опытом по сравнению с другими парламентскими партиями. Но чтобы соответствовать требованиям времени, должны были произойти большие изменения и в обществе, и внутри партии; в ее структуре, программе, ее отношениях с обществом. Партия «Новая демократия», созданная Константиносом Караманлисом в критическом 1974-м, после свержения военной хунты, недавно приняла новую программу, омолодилась за счет новых лидеров (лидера партии напрямую выбирают все ее члены). Она готова взять на себя ответственность. Сегодня же общество — против этого правительства. Если бы выборы состоялись сегодня, левые бы проиграли1.
Примечание
1 Они и проиграли на внеочередных выборах 7 июля 2019 года: «Новая демократия» получила большинство мест в парламенте и мандат доверия народа на изменения. — Прим. «ВЕ».