Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 37, 2013
Делегация Фонда Гайдара встречалась с профессорами экономического факультета. Словения маленькая страна, тем больше было наше удивление, когда мы узнали, что в Люблянском университете учатся больше пятидесяти тысяч студентов на 26 факультетах, от естественно-научных до художественных. На всех факультетах есть магистратура и докторантура; сюда принимают и иностранных студентов. Пять тысяч человек учатся на экономическом. Изучают макро- и микроэкономику, математику и информатику, экономику знаний и экономику социальной сферы, менеджмент в бизнесе, промышленности, туризме, спорте, медицине, образовании. Изучают финансы, маркетинг и многое другое: деловое администрирование, логистику, международное право и европейское законодательство. Особое внимание уделяется экологизации экономики, новым подходам к энергетике и инновационным технологиям.
Преподаватели, уровень подготовки и дипломы университета соответствуют стандартам ЕС, являются международно признанными и ценятся во всей Европе. Преподавание ведется на словенском и (или) английском языках. Интенсивный обмен лекторами, студентами и исследователями связывает университет со многими ведущими университетами мира. Охотно принимают иностранных студентов, учатся здесь и ребята из России. Но пока таких мало.
Стране вряд ли нужно такое количество экономистов, но здесь считают, что это образование может быть полезно и в бизнесе, и в политике, и в фермерском хозяйстве, и на государственной службе. Здесь учатся не по государственным, кем-то составленным планам, а потому, что хотят учиться именно этому. Факультет активно сотрудничает с бизнесом, словенским и европейским, принимает участие в научных и образовательных программах ЕС, в соответствии с концепцией «тройной спирали»: университет–бизнес–власть.
Здесь стремятся использовать территориальный фактор, близость к Северной Италии, Австрии, Швейцарии, Франции для включения Словении в создающийся международный интегрированный инновационный кластер, похожий на тот, который возникает в Северной Европе. Университет в этой работе на ведущей роли. Словенские ученые сильны в программировании, работе по созданию искусственного интеллекта, в химии, фармацевтике, создании новых материалов, в альтернативной энергетике, медицинских технологиях. Словения и в Юго-сла-вии была ведущим научным и промышленным регионом, за последние годы она сильно продвинулась.
Делегация Фонда Гайдара и руководители экономического факультета обсуждали возможность сотрудничества по ряду программ, а также возможность содействия обмену студентами, исследователями и преподавателями, стажировкам преподавателей российских провинциальных вузов в Люблянском университете, и наоборот. В Словении после периода некоторого охлаждения намечается рост интереса к России как в обществе, так и в бизнес-кругах; это немедленно почувствовали и студенты, которые вполне прагматично интересуются реальной российской экономикой, налоговым законодательством, спецификой работы бизнеса в России. В Европе кризис, Словения слишком мала, чтобы многие из этого молодого поколения смогли сделать здесь карьеру; российский рынок, в том числе трудовых высококвалифицированных вакансий, начинает представлять интерес. Здесь, говорили нам, заинтересованы в обмене преподавателями из лучших российских вузов.
Председатель правления Фонда Егора Гайдара Борис Минц, выступая на дискуссии, сказал, что Фонд будет искать в России партнеров и спонсоров для совместной деятельности.
Семь тысяч студентов учатся на философском факультете. Здесь работают 700 сотрудников, из них — 400 преподавателей. 47 программ первого уровня; 67 — второго. На философском факультете 21 отделение. Для нас это непривычно. В огромной России резко сокращают набор на гуманитарные специальности, особенно по философии, классической филологии, истории. А в Люблянском университете, напротив, растет набор по философии, культурологии, классической, восточной, китайской. На экономическом факультете открылся конфуцианский центр, поддерживаемый КНР.
Русскому языку в университете обучаются 180 студентов, рассказал нам профессор Андрей Розман. В стране сохранились и средние школы, где изучают русский. (Интересно, что в Армении, где мы недавно были с делегацией Фонда Гайдара, таких школ уже нет.) Хотя Российско-армянский (славянский) университет есть. Но об этом в другом месте.
Старые преподаватели знают русский, среди молодых это уже редкость. «Мы хотели бы, чтобы преподаватели знали русский язык, следили за вашей научной литературой, общественной жизнью России, — говорил нам профессор А. Розман. — Для этого нужна и заинтересованная помощь с русской стороны».
Здесь явно не считают главной целью образования — «удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах». Образование здесь по-социалистически бесплатное, но по-капиталистически свободное: учись, чему хочешь. Здесь, говорили нам, университетское образование (особенно бакалавриат) рассматривают как необходимый базовый, практически всеобщий минимум для вхождения молодого человека в современное европейское высокотехнологическое информационное общество. Имеется в виду, что первоначальное образование научит его получать дальнейшие необходимые ему знания и навыки, постоянно, раз в несколько лет переучиваться и даже менять область деятельности и профессию. «Словения маленькая страна, — говорили нам, — она должна гибко реагировать на изменения в Европе и мире, мы должны готовить людей, способных к инновациям и готовых к переменам».