Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 36, 2013
библиотека “Вестника Европы”
Книги поступившие в редакцию
Померанц Г.С. Записки гадкого утенка. М., СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2012. 464 стр., ил. Серия “Humanitas”
Новое издание знаменитой книги Григория Соломоновича Померанца. Одна из лучших исповедально-мемуарных книг прозы, написанных по-русски.
Жизнь и творческое становление на фоне — вопреки и благодаря эпохе. Эту книгу хочется много раз перечитывать и пространно цитировать.
Пронзительная (до читательской неловкости — можно ли мне это знать?) искренность “Гадкого утенка”. Когда он подарил мне эту книгу с вежливой надписью “Виктору Афанасьевичу в память нашего сотрудничества 18.04.08”, мелькнуло: “гадкого утенка” — не кокетливо ли? Ведь утенок-то стал горделивым лебедем. Но Померанц пишет о себе (несправедливо!) безжалостно: не стал, так и остался утенком, довольно-таки гадким. “…истины, до которых доходил медленно, но внезапно, озарениями — помнил и ценил. Про бездну бесконечности и ничтожество человека, и как из этого сопоставления выйти, не сойдя с ума.
Иногда вдруг ударяет фраза: “собеседники попадались на моем пути изредка, как деревья в степи”.
“У каждого крупного писателя был свой стиль, т.е. чувство собеседника. У меня это не получалось. Я разговаривал с самим собой, не зная, кто я такой, и поминутно сбиваясь в книгу стихия живого философского спора возникла для меня только в лагере, в разговоре с другими зэками”. И дальше — очень важное для понимания его мышления: “Обладать стилем, как я это понимаю, значит плыть, не думая, что плывешь, поворачиваться, не думая о повороте, совершенно верить своему интуитивному знанию, куда повернуть, а не только знать какие-то образцы… Обладать стилем — значит быть самим собой”: …быть самим собой и знать своего собеседника” — две стороны одного и того же. И дальше важнейшее признание, в котором никакого кокетства, только понимание реальности: “Когда я стал писать свои эссе, я уже понимал, кто я такой: гадкий утенок. И понимал, что никакое мое красноречие не убедит стандартных уток. …Я стал писать для своих, т.е. для гадких утят, “гадкий утенок идет по своей тропке без всякой цели… то, что я пишу, — для гадких утят, для тех, кто хочет найти не другой птичий двор, а самих себя”.
Вот признание, которое дорогого стоит:
“Я думаю, что с настоящим гадким утенком такое случится разве только в раю. А на земле гадкий утенок остается утенком. Хотя он может почувствовать в себе лебединость… Больше того, я убежден, что каждый гадкий утенок несет за своими плечами неразвернувшиеся лебединые крылья… Гадкий утенок может учиться летать, много раз испытывать чувство высоты… А потом снова оказываться на земле гадким утенком. Между гадким утенком и лебедем есть семейное свойство — настолько, что Андерсен их смешал. Гадкий утенок тянется к лебединости, не может не тянуться, и все-таки остается гадким утенком”.
О чем это он? Вот о чем, заканчивая свое сравнение, одновременно высокое и полное смиренного признания: “Лебедь — это совершенный образ и подобие Бога. Так его понимали индийцы, называя лебедями своих величайших святых… У подлинных лебедей есть какой-то период гадкоутеночности. Но кончается он очень рано, в юности. Свою природу, они, кажется, никогда не узнавали от других, а только изнутри, толчком преображения, таким бесспорным, что сомнения в своей лебединости исчезают, как дым”.
Великая книга.
***
Зинаида Миркина. Чистая страница. Избранные стихи (конец 2009–первая половина 2011). М.: Время, 2012. — 176 с.
Одиннадцатая книга стихов Зинаиды Александровны Миркиной, выдающегося духовного поэта, жены и соавтора Григория Соломоновича Померанца.
Удивительная простая и глубокая поэзия, неиссякаемый творческий источник.
Вот стихотворение, давшее название сборнику:
Я снова чистая страница,
Вот та раскрытая тетрадь,
В которой будут вновь писать
Рассветный луч, сосна и птица.
Я ничего не создала.
Я ничего не совершила.
Все завершенные дела –
Лишь только камень над могилой.
А я пока еще жива
И все еще готова встретить
Новорожденные слова
И утро первое на свете.
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИНСТИТУТА ГАЙДАРА
продолжает знакомить российских читателей с лучшими и новейшими работами авторитетных исследователей в экономике и социальных науках.
***
Яковлев А. Завещание Джона Локка, приверженца мира, философа и англичанина. М.: Изд. Института Гайдара, 2013. — 432 с.ISBN 978-5-93255-357-2
Книга посвящена анализу контекстов произведений английского мыслителя Джона Локка (1632–1704), публиковавшихся при его жизни анонимно и названных им “своими” только в завещании: “Два трактата о правлении”, “Послание о толерантности” и “Разумность христианства. Для читателей, интересующихся интеллектуальной и политической историей Европы второй половины XVII века”.
В послесловии автор пишет:
“В “Двух трактатах о правлении” свобода не существует отдельно от закона, свобода возможна только в условиях закона, который является гарантом существования суверенного государства, не раздираемого внутренними распрями и ставящего в качестве главной цели благополучие и счастье всех своих граждан, каких бы убеждений они ни придерживались”.
Бертран Рассел писал, что в период после Локка его либерализм без существенных изменений перекочевал в Америку и с тех пор не претерпел тех зловещих перевоплощений, какие произошли в Европе, где “имели место две школы либерализма, которые можно различать как либералов практичных и расчетливых и либералов добросердечных и отзывчивых.
Школа практичных либералов развилась через Бентама, Рикардо и Маркса — посредством ряда логических шагов — в Сталина; школа добросердечных либералов, посредством других логических шагов, через Фихте, Байрона, Карлейля и Ницше — в Гитлера”.
Сегодня такая оценка кажется несправедливым преувеличением в отношении всех названных им мыслителей, однако в 1946 г. Рассел знал, о чем говорил. Вторая мировая война высветила ранее незаметное содержание многих идей, прежде казавшихся невинной мыслительной игрой. Репрессии гитлеровского и сталинского режимов превратили идеи из бестелесных сущностей в зловещую и беспощадную реальность войны. Гитлер пришел к власти демократическим путем, Сталин — на волне народной революции. Оба использовали тезис “о чистой, абсолютной свободе” в качестве удобной политической мишени и одновременно для оправдания “спасительных” репрессий. Локку, в отличие, например, от Ницше, повезло. Его имя, став знаменем эпохи Просвещения, никогда не использовалось репрессивными режимами XX века.
***
Волф, Джон ТрумэнПреднамеренный кризис: неизвестная история всемирного финансового переворота, и что вы можете с этим сделать / Пер. с англ. А. Ишкильдина. — М.: ИД “Дело” РАНХиГС; Изд-во Института Гайдара, 2013. — 200 с.ISBN 978-5-93255-359-6
Экономическая публицистика; даже книга сенсационных разоблачений. Джон Трумэн Волф подробно описал, как, кто и почему осуществил захват центральных банков планеты. Из предисловия к американскому изданию:
“Как нация мы снова оказались на перепутье. Разразившийся в 2007 году финансовый кризис, в который мы продолжаем закапывать себя все глубже и глубже, ставит под вопрос многие идеалы, которыми мы дорожим. Наш нынешний президент ведет нас тропой социализма — к такой форме государства, которое контролирует абсолютно все, а не только наше здравоохранение.
Более того, “лидеры” нашей нации приняли решения и подписали с международными финансовыми структурами финансовые соглашения, способные определить непосредственное течение наших жизней. Это было сделано не только без совета с нами — теми людьми, на которых эти шаги скажутся в наибольшей степени,— но и Конгрессом, органом власти, который предназначен осуществлять надзор над такими вопросами.
Для США настало время вызова, по-настоящему переломный момент. Дефицит федерального бюджета вышел из-под нашего контроля. Правительство более не заботят наши пожелания — пожелания народа, тех, за чью защиту сражались отцы-основатели”.
И т.д. Но книга интереснее.
***
Таллок, ГордонОбщественные блага, перераспределение и поиск ренты [Текст] / Пер. с англ. Л.Гончаровой. М.: Изд. Института Гайдара, 2011.—224 с.ISBN 978-5-93255-332-9.
Экономисты часто оправдывают действия государства тем, что оно имеет дело с экстерналиями, то есть выгодами или издержками, создаваемыми в результате экономической деятельности, но напрямую с ней не связанными. Гордон Таллок, классик теории общественного выбора, утверждает, что правительство само может производить экстерналии.
Монархические правительства первыми стали заниматься — для блага монарха, а вовсе не для устранения экстерналий — строительством дорог, содержанием войск и обеспечением правопорядка. Правительства тратят больше денег на перераспределение, чем на более традиционные виды государственной деятельности. Рентоориентированное поведение, сравнительно новая область экономических и политических исследований, тесно связано с экстерналиями и структурой правительства. В книге предлагается подробный анализ поиска ренты, а также даются рекомендации по улучшению структуры правительства. Для тех, кто понимает такие вещи.
***
Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше / Под ред. Д. Зигфрида; пер. с англ. Н. Эдельмана. — М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — 432 с. ISBN 978-5-93255-320-6.
Эта уникальная книга состоит из двенадцати статей, в которых показывается, как ученые-экономисты, влияя на решения правительства, смогли улучшить экономическую и социальную жизнь мира. Джон Дж. Зигфрид:
“В настоящей книге на примерах за последние полвека рассматривается фундаментальный вклад экономических исследований в принятие важных решений публичной политики. Политические решения, освещаемые в нашей книге, вероятно, сэкономили нам сотни миллиардов долларов. Один лишь метод таргетирования инфляции, получивший распространение у финансовых властей по всему миру, и массовая либерализация торговли дали возможность многим странам достичь более высоких темпов экономичес-кого роста, чем иначе было бы возможно”.
***
Робин, КоринРеакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин / Пер. с англ. М. Рудакова, И. Кушнаревой, К. Бандуровского. М.: Изд. Института Гайдара, 2013. — 312 с.ISBN 978‐5‐93255‐349-7
Политолог Кори Робин прослеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Робин утверждает, что, несмотря на все различия внутри правого движения, его объединяет общий “контрреволюционный опыт”. Наблюдаемые различия между правыми во многом являются следствием тактического приспособления: правые всегда учились у левых. (Автор ближе к левым.) Эта способность к постоянному обновлению и пристрастие к насилию позволяют объяснить прочность позиций правых.
***
Раджан, РагурамЛинии разлома: скрытые трещины, все еще угрожающие мировой экономике / Пер. с англ. И. Фридмана при участии Н. Эдельмана. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. — 416 с. ISBN 978-5-93255-313-8.
Лучшая деловая книга 2010 г., по версии газеты Financial Times!
Рагурам Раджан был одним из
немногих экономистов, предупреждавших об угрозе глобального финансового кризиса задолго до его начала. Велик соблазн возложить всю вину за произошедшее на алчных банкиров, которые самонадеянно пошли на иррациональные риски и в результате вынудили всех остальных расплачиваться за их ошибки. В “Линиях разлома” Раджан утверждает, что на самом деле проблемы лежат гораздо глубже. Он показывает, как решения отдельных индивидов коллективно привели к экономическому коллапсу. Эти решения банкиров, правительственных чиновников и простых домовладельцев были вполне рациональной реакцией на порочный глобальный финансовый порядок, в котором стимулы к принятию рисков были слишком велики, а опасность этих рисков серьезно недооценивалась.
Раджан прослеживает глубокие линии разлома в мире, который оказался крайне зависимым от запутавшихся в долгах американских потребителей. Он показывает систему, в которой растущее неравенство и слабая система социального обеспечения приводят к политике предоставления дешевых кредитов и создания рабочих мест независимо от того, какие последствия это может иметь для экономики в долго-
срочной перспективе.
Раджан утверждает, как неравный доступ к образованию и здравоохранению в Соединенных Штатах создал серьезные финансовые проблемы для всех американцев, а экономические решения Германии, Японии и Китая взвалили на США бремя политической ответственности, к которой страна оказалась попросту не готова.
***
Нисканен, У.А.Автократическая, демократическая и оптимальная формы правления: фискальные решения и экономические результаты / Пер. с англ. А. Саркисянца; науч. ред. А. Соболев. М.: Изд. Института Гайдара, 2013. — 176 с.ISBN 978-5-93255-354-1
В этой книге предлагаются простые модели основных типов политических режимов, оценки параметров этих моделей и количественные оценки фискальных решений и экономических результатов этих режимов.
Уильям Нисканен (1933–2011), один из “архитекторов” экономической программы Рональда Рейгана, предлагает ценный анализ последствий правила голосования, прогрессивного налогообложения и величины фискального горизонта у демократических правительств.