Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 33, 2012
Гайдаровский форум
НОВОЕ КАЧЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Игорь Шувалов[*]
…Год назад были сформированы экспертные группы для создания новой повестки развития России. Была образована 21 экспертная группа по самым разным направлениям. Все вопросы обсуждались в самых разных форматах, в работе принимали участие и министерства, и члены правительства. Эта конференция должна рассмотреть предложения и альтернативные взгляды. …Мы договаривались, что эта работа не направляется правительством, а является независимой работой экспертов по созданию Сводного доклада.
Министры имеют свое отдельное мнение, не всегда совпадающее с мнением экспертов; мы надеемся, что в совместной дискуссии правительства, президента и экспертов будут созданы документы, по которым новое правительство начнет работать с мая 2012 года.
Людей больше волнует политический аспект, чем чисто экономический. Я хотел бы представить свое видение ситуации, в которой мы находимся.Итак, с чем мы сталкиваемся? Что же удалось сделать в стране с августа 1999 года?
Шувалов вспомнил события нашей новейшей истории 1991–1992 годов, когда правительство Гайдара буквально удержало страну на краю пропасти. Возможно, что-то тактически можно было сделать иначе, но у них не было рецептов, они стремились спасти страну от катастрофы. Но уже через год-два многие не помнили, чтó они совершили, до сих пор должной оценки не дано. Исторические заслуги людей, работавших в то время, еще не оценены…
Я причисляю себя к лагерю тех, говорил И.Шувалов, кто считает, что это было сделано правильно. Самое главное, что из катастрофического состояния страну удалось вывести — но никто не оценил по достоинству работу этих людей… Потом был кризис 1998 года — страна снова оказалась в крайне тяжелом положении. Зарплаты не выплачивались месяцами, вы помните, в каком состоянии находилась промышленность, вся страна, а если еще вспомнить кавказские события, агрессию в Дагестане… Это были очень сложные месяцы для России. Но любой кризис хорош тем, что, если ты принимаешь правильное решение, ты приобретаешь совершенно новое качество.
И. Шувалов считает, что в десятилетие с 1998 по 2008 год, когда начался развиваться мировой кризис, — России и тем людям, которые нею управляли, удалось достигнуть совершенно нового качественного состояния.
Но никто не хотел воспринимать это как достижение. Люди не хотят помнить, в каком положении находилась страна в 1998 году, никто не хотел принимать нынешнее состояние как достижение… Председатель правительства предлагает это оценить, но его не хотят слышать… не хотят понимать, через какие трудности мы прошли, но если не понимать, через какую ситуацию мы прошли, у нас не будет верных решений на будущее. По мнению И. Шувалова, к 2008 году удалось достигнуть серьезных результатов, повышающих шансы на развитие. Были накоплены финансовые резервы, правительство добилось макроэкономической стабильности, страна принципиально продвинулась в борьбе с бедностью. Бедность мы не победили, — сказал И. Шувалов, — но она была резко сокращена. Стало ясно, что надо добиваться иного качества развития страны к 2020 году… Мы должны входить в лидирующую пятерку государств не просто по показателям ВВП, но создать страну, в которой граждане будут жить комфортно и смогут развивать свои потенциалы…
К 2008 году в правительстве «было зацементировано понятие», что конечной ценностью развития страны является человек. Не предприятия, не какая-нибудь там нефтехимия или оборонка, а развитие человека. Россия в состоянии добиться небывалых успехов, только если во главу угла будет поставлен человек с его потенциальными способностями. Сейчас Россия — принципиально иная страна по сравнению с той, что была двадцать лет назад. Мы имели серьезные планы развития, но в наши планы вмешался кризис. Многие говорят, что кризис продолжается или начинается новый, но ясно, что острая фаза кризиса уже пройдена.
Тогда мы понимали, — продолжал И. Шувалов, — что главное — отвечать на запросы людей. Они теряли рабочие места, зарплату, не могли рассчитаться по потребительским кредитам. Мы не знали, будут ли продукты в магазинах. Не так, как в 1991 году, но многие торговые предприятия могли лишиться банковских кредитов и остановить торговлю. Мы не поддавались ни панике, ни унынию. Мы должны были обеспечить решение для будущего развития.
Нас критикуют, что в эти годы правительство сделало левый крен. Но он был сделан обдуманно, без этого мы бы не добились позитивных результатов. И неизвестно, как сложилась бы политическая ситуация… Специалисты говорили нам, что надо проще: банкротить предприятия, смелее допускать безработицу, жестче проходить структурный кризис. Дайте АвтоВАЗу и отсталым предприятиям умереть! Жёстко проходя кризис, мы бы не добились позитивных результатов.
Хорошо давать советы, если не вы принимаете решение. Но если бы вы съездили в Тольятти, там население города 700 тысяч человек, и все они связаны с судьбой автозавода. Мы искали точку развития, вели переговоры с группой «Рено-Ниссан», искали выход. Левый крен был — в виде дополнительного кредитования предприятий, соответствующих госгарантий, все это было сделано сознательно. Мы действовали на пределе своих возможностей — для развития.
Мы, конечно, могли ответить серьезной приватизацией, но нам этого сделать не удалось в силу разных причин. Рынки были не самыми лучшими, может быть, менеджмент не очень хотел… Левому крену в виде дополнительных госрасходов должен был противостоять маневр в экономике, направленный на сокращение участия государства в экономике… Нам это не удалось. Я считаю, что это недостаток.
Сейчас в стране идет большая дискуссия — у людей высокая степень напряжения и сомнения: как будет дальше развиваться политическая ситуация? И шире — изменится ли политическая система? Новая главная задача — эту напряженность конверсировать в понимание, что теперь страна будет так жить всегда. Мы подошли к новому качеству политического пространства. Кстати, Гайдар говорил, что если ВВП приближается к 15 тыс. долларов — это уже качественно другая страна, политически очень живая, динамичная, в которой притушить, приглушить что-то уже вряд ли удастся. В нашем государстве больше 40 миллионов человек живет в крупных городах; 50 миллионов человек каждый день сидят в Интернете; и ожидать, что при таких доходах и такой степени обмена информацией, страна станет политически законсервированной — это невозможно.
Сейчас мы формируем основные органы власти и управления на ближайшие годы, и нужно понимать, что при достигнутом экономическом развитии общества, при том среднем классе, который вырос, у нас есть все шансы, чтобы в ближайшее десятилетие Россия превратилась в полноценное, политически развитое демократическое государство. Без некоторых неудобных формулировок и объяснений, которые давали, но со всеми развитыми политическими институтами.
[*] Гайдаровский
форум
Конспект выступления подготовлен редакцией.