К 250-летию Н.М. Карамзина — основателя «Вестника Европы»
Опубликовано в журнале Вестник Европы, номер 30, 2011
К 250-летию Н.М. Карамзина — основателя “Вестника Европы” (1766–2016)
НЕИЗВЕСТНЫЙ КАРАМЗИН
3 декабря 2010 г.
в Государственном музее-усадьбе “Остафьево-Русский Парнас”
состоялась международная конференция
“Николай Михайлович Карамзин:
жизнь, творчество, окружение”
Конференцию в новом зале Остафьвского дворца открыл директор музея Анатолий Семенович Коржиков.
Музей пока еще мало известен, а жаль. Это уникальная, прекрасно сохранившаяся усадьба начала Х1Х века, со старинным парком и прудами, помнящая Вяземских, Карамзщина, Жуковского, Батюшкова, Кюхельбекера, Гоголя, названная Пушкиным “Русский Парнас”. Сейчас музей-усадьба проходит комплексную реставрацию, которая должна завершится к 250 летию Карамзина.
Усадьбу Вяземских в 1898 году приобрел граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, котрый открыл в ней общедоступный пушкинский пузей, установил памятники Карамзину, Вяземскому, Жуковскому, Пушкину. В 2011 году будет 100 лет памятнику Карамзину в Остафьеве, поставленному в 1911 г. П.С. Шеремьевым, в честь столетия пребывания там Н.М. Карамзина. В 1930-м году музей был закрыт и превращен в ведомственный санаторий, экспонаты, коллекции Вяземских и Шереметьевых разрознены, а многие ценности, (например, уникальная колекция медалей, собиравшаяся многими поколениями Вяземких— Шеремьевых,) — навсегда утрачены. 5 декабря 1988 года было принято Постановление Совета министров СССР “об организации мемориального историко-литературного музея-усадьбы Остафьево”. С тех пор Музей “Остафьево” начал свою новую историю.
Материалы конференции, будут опубликованы в очередном “Остафьевском сборнике”. Вот некоторые тезисы, как их записал наш корреспондент.
* * *
В.П. Козлов, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН
говорил на тему “Общеевропейское и национальное в исторической концепции Н.М. Карамзина.” Карамзин удерживал авторитет европейски образованного мыслителя. Для европейцев он выступал представителем русской интеллигенции, когда Россия казалась далеким, но опасным соседом..
История Карамзина сразу была переведена в Европе на ряд языков. Изучить эти переводы— самостоятельная исследовательская задача…
К. отразил в своем творчестве черты национального мышления, в извечным споре что есть Россия, К. принадлежал к той партии, которая считала, что Россия есть Европа. На вопрос — в чем задача России, его ответ был:постижение современной цивилизации… Он принял идею непрерывности прогресса, восходящую к просветителям, разделял оптимистические надежды на просвещение и братство народов. Народы братья, злобы нет…
В победе над Наполеоном он видит силу Провидения, Россию считает едва ли не приемником европейских народов в созидании европейской цивилизации. Им владеет идея универсальности культуры: все идут, заимствуя лучшее, друг за другом.
По Карамзину, Российское государство вошло в общую систему европейских государств в конце 10 века, за сто лет она достигла величия редкого…Уже в 14 веке Россия отстала, следствием раздробленности стало Иго. Россия выпала из европейской системы; три века погружалась в невежество. Низкие хитрости рабства, равнодушие, безмолвие народ тирания Ивана Грозного, третье нравственное уничижение во времена смуты в начале 17 в.
И все-таки Россия вышла из под ига с европейским, а не азиатским характером. Россия не только есть, но и почти всегда была европейским государством. Жалобы бессильны, Россия должна провигаться по этому пути.
Для поддержания своего оптимизма К. обнаруживает принципиальное отличие: Российская Империя, пишет он, создавалась без насилия, примером лучшего.
К. считал, что он разрешил проблему— Российскую империю он представил органическим созданием.
Он подкреплял это приоритетом человеческих интересов над державными. К. называл всех насельников империи РОССИЯНАМИ.
Объявляет о необходимости самодержавной власти— просвещенная, стоящая над всеми политическими силами власть.
Убежденный сторонник самодержавности. В чем он ошибался?
Не было мирного создания империи: не столько власти авторитета, сколько силы, не столько закона, сколько власти.
Он сотворил исторический миф о России.
Доктор исторических наук Катаржина Блаховска из Варшавского университета
посвятила доклад теме Научные вдохновения Карамзина и роль труда князя ММ. Щербатова.”
…Труд Карамзина блестящий, если посмотреть на него как на литературный труд, и в то же— время как на исторический.
Екатерина хотела, чтобы Щербатов дал синтез русской истории на русском языке для всех русских.До этого не было ни одного синтеза русской истории на русском языке. И Щербатов написал российскую историю от древнейших времен 7 томов в 15 выпусках. Последний вышел в 1791 году году, после смерти Щербатова. Екатерина выражала удовлетворение его работой. В 1790 г. Щербатов умер и его труд был забыт. В начале 50-х годов С.М. Соловьев проделал подробный сравнительный анализ “Истории Государства Российского” с трудом историографа князя М.М.Щербатова. М.П. Погодин сформулировал тезис, что Карамзин 10 лет готовился к писанию своего труда. СМ. Соловьев, а за ним П.Н. Милюков считали, что труд Карамзина очень зависим от труда Щербатова. “Видно, что том щербатовской истории всегда лежал на его письменном столе и всегда давал ему нить для рассказа и тему для рассуждения.” Однако надо рассматривать историю Карамзина прежде всего как на культурный факт: это был первый исторический труд, который читали все образованные россияне. Успех К. был успехом российской историографии и образования. Пушкин не зря сказал, что Карамзин открыл древнюю Русь, как Колумб открыл Америку.
Карамзин был и остается основателем современной российской историографии, но не надо забывать о труде историографа Екатерины.
* * *
Л.С. Савченко (Ульяновский университет)
рассказывала о переписке Карамзина с царской семьей.
Письма К. — мало изученная часть наследия, но только письма открывают его личность. Семья, здоровье, тоска по семье и Москве. Он отказывается от абсолютной ценности писательства: важнее делание добра. Анализ писем Карамзина показывает ориентацию на адресата, готовность принять его точку зрения.
Последние недели жизни он убедился в непознаваемости истории. Будущее известно одному Богу; за месяц до смерти он испытал страстное желание отправиться ” к лазури итальянской”…
Письма к императрице и Александру свидетель-
ствуют о высоком достоинстве, ощущении равенства перед Богом. Письма Карамзина-двойные листы почтовой бумаги, исписанные черными чернилами. Предпочитал родной язык. Письмо государыне –вежливый отказ императрице от переселения в Царское село и в Павловск. “Честный человек с умом и талантом обязан служить отечеству по своему дару.”
Петр Глушковски (Представительство Польской академии наук при РАН)
посвятил выступление взаимоотношениям Карамзина и Булгарина.
Карамзин — великий историк, а Булгарин — пошлый писатель, доносчик, что между ними общего?..
Но в молодости Булгарин был самый популярный писатель. На Историю Карамзина Булгарин заказал рецензию. После смерти Карамзина гордился, что печатал критики на его Историю. Карамзин стал иконой русской литературы, все относились к нему с уважением. Когда он умер, никто не сомневался,что умер самый великий писатель. Булгарин в 40-е боролся с мнением, что 30 е годы — эпоха Пушкина; для него это была эпоха Карамзина. Он объяснял это отсутствием учеников у Пушкина. Пушкин был гением поэзии, но последовать ему невозможно.
* * *
Л.М. Корнишина, заведующая научно-исследовательским отделом музея “ Остафьево”
посвятила доклад “хозяйственным заботам” Н.М. Карамзина.
Имение на юге нижегородской губернии в 180 верстах от Нижнего Новгорода и в 30 верстах от Арзамаса село Успенское, Малый Макателен, Большой Макателен принадлежало Екатерине Андреевне, с крестьянами 770 душ …
После смерти тестя А.И. Вяземского (в 1808 году), Карамзин должен был заниматься делами имения. Получая 2 тысячи рублей в год как историограф, Карамзин нуждался в деньгах. Он был помещик и проблемы были типичные, помещищьи: задержки оброка (два раза в год, в марте и октябре), недоимки, земельные споры. В письмах были и жесткие формулировки. Бурмистру Степанову о неприменном собрании мартовской половины оброка. Вы знаете, никто не берет столь мало оброка как мы, имейте совесть, не заставляйте нас думать о продаже Макателена. Сам приеду, чтобы разделиться с вами землей…
Оброчную сумму 2600 рублей получил. Обещаете доставить весь оброк, исполните, деньги нам очень нужны…До сего времени не получаю от вас оброка, вы обманули меня…Мы с горечью, но решимся продать вас. Но недели продадим все, еще возьмем оброк через губернатора, он пришлет вам воинскую команду для взыскания.
28 апреля 1826 года, меньше чем за месяц до смерти (22 мая 1826г.) Карамзин пишет: платите оброк исправно, хоть и не совсем в срок, но чтобы в конце год был совершенно очищен.” Карамзин не смог добиться своевременной оплаты полного оброка.
Истриограф нуждался в деньгах “по неумению извлекать доход из арзамасской деревни своей супруги.”
Одной из причин неуплаты были засухи, которые повторялись каждые три года. В Макателене случались пожары, в 1823 году большая часть домов сгорела в Малом Макателене.
“С горечью я получил ваше уведомление о несчастном пожаре..
Надо всем миром помогать им”… Карамзин разрешает рубить лес в заказнике, освобождает погорельцев от оброка на год.
Распоряжение: Непременно женить упомянутого Романа и не отдавать его в рекрута”. Я вам отец и судья, мое дело знать, что справедливо и для вас полезно…Вы мне все равны как дети.”велю строго вам слушаться и не сметь буянить.”
В. А. Димов, д.э.н.
Для меня Карамзин это человек, который впервые поставил вопрос -что такое Россия, какая она есть и какой будет? Такой постановки проблем не было ни до ни после, до Герцена.
Карамзин— первый интеллигент, первый идеолог. Он создавал для России идеологию через историю. Создавал мифологию русскую. Историю Карамзин написал в соображении идеи народного воспитания.
Многие хотели отменить крепостное право, но не все понимали, что народ не был готов, его надо воспитать. Это глубже задачи историка. У русских либералов и консерваторов один отец— Карамзин..
В.А.Ярошенко, главный редактор журнала “Вестник Европы” выступил с докладом “Вестник Европы” от Карамзина до Гайдара”.
В.Е.